Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- Лекция по Безопасности жизнедеятельности
- 1.2 Основные понятия и определения БЖД
- 1.3 Опасность, номенклатура опасностей, таксономия опасностей
- Тема 2: Концепция приемлемого (допустимого риска)
- 2.2. Управление риском. Системный анализ безопасности.
- 2. 3. Анализ причинно-следственных связей между реализованными опасностями и причинами.
- 2.4.Логические операции при системном анализе безопасности.
- Тема 3: Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
- 3.2 Методы обеспечения безопасности. Классификация. Определения
- 3.3 Основы управления безопасностью деятельности
- 3.4 Функции управления БЖД
- Тема 4: Психология БЖД (антропогенные опасности)
- 4.2. Психические процессы и состояния.
- 4.3. Особые психические состояния.
- 4.4. Мотивация деятельности
- Тема 5: Социальные опасности
- Тема 6: Экологические опасности
- 6.2 Источники экологических опасностей
- 6.3 Тяжёлые металлы
- 6.4 Пестициды
- 6.5 Диоксины
- 6.6 Серы, фосфора и азота
- 6.7 Фреоны
- 6.8 Продукты питания
- Тема 7: Природные опасности
- 7.2 Литосферные опасности
- 7.3 Гидросферные опасности
- 6.4 Атмосферные опасности
- 7.5 Космические опасности
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ
1. Основные положения и задачи учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время он больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. чел. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).
Основные положения учебной дисциплины БЖД:
1) С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, поэтому деятельность человека потенциально опасна.
2) Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.
3) Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться.
4) Безопасность — это приемлемый риск. Как достичь этой цели? Первейший и главнейший способ состоит в образовании народа. Другого пути просто нет. И вот почему. Опасности по своей природе вероятностны (т. е. случайны), потенциальны (т. е. скрыты), перманентны (т. е. постоянны, непрерывны) и тотальны (т. е. всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни , так как оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.
5) Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения в учебные планы подготовки специалистов любого профиля включена учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности (это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека) БЖ не решает специальных проблем безопасности. Она обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД — это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД — это защита личности, общества и государства. Введение БЖД в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) — величайшее достижение советской образовательной системы в области безопасности.
БЖД решает три группы учебных задач: а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб, вероятность и др.; б). профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; в). в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач — это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности.
Таким образом: 1) БЖД — неотъемлемая составная часть в общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности; 2) этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения в интересах личности, общества, государства.
- Prev
- Вперёд >>