Страница 16 из 16
Закон республики Узбекистан "О гражданской защите" (20.08.1999)
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
<< О ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЕ >>
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 151 )
Настоящий Закон определяет основные задачи в области гражданской защиты, правовые основы их осуществления, полномочия государственных органов, предприятий, учреждений, организаций (далее — организации), права и обязанности граждан Республики Узбекистан, а также силы и средства гражданской защиты.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
гражданская защита — государственная система мероприятий, проводимых в целях защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей Республики Узбекистан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
служба гражданской защиты — совокупность функциональных подразделений, созданных для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты, подготовки сил и средств, для обеспечения действий формирований гражданской защиты;
защитные сооружения — совокупность инженерных сооружений, специально предназначенных для защиты населения и производственного персонала от современных средств поражения;
силы гражданской защиты — воинские части гражданской защиты, территориальные, функциональные и объектовые формирования общего и специального назначения, создаваемые для проведения спасательных и других неотложных работ.
Статья 2. Задачи гражданской защиты
Задачами гражданской защиты являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
подготовка объектов к действиям и способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
организация, развитие и поддержание в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи;
проведение комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов народного хозяйства;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные места;
обеспечение готовности военных формирований гражданской защиты;
проведение мероприятий по обеспечению населения коллективными и индивидуальными средствами защиты;
жизнеобеспечение населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
наблюдение и лабораторный контроль за радиационной, химической и биологической обстановкой;
проведение спасательных и других неотложных работ;
восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
осуществление иных мероприятий по защите населения и территорий.
Статья 3. Законодательство << о гражданской защите >>
Законодательство << о гражданской защите >> состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан << о гражданской защите, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Ответственность за нарушение законодательства в области гражданской защиты
Лица, виновные в нарушении законодательства в области гражданской защиты, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 5. Международное сотрудничество в области гражданской защиты
Сотрудничество Республики Узбекистан с другими государствами и международными организациями в области гражданской защиты осуществляется органами государственной власти и управления в соответствии с международными договорами и законодательством.
II. РУКОВОДСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТОЙ, ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 6. Руководство гражданской защитой
Общее руководство гражданской защитой Республики Узбекистан осуществляет Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Премьер-министр Республики Узбекистан является начальником гражданской защиты страны.
Управление гражданской защитой Республики Узбекистан возлагается на Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
Руководство гражданской защитой на территориях Республики Каракалпакстан, областей, районов и городов осуществляют соответственно Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, районов и городов, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты.
Руководство гражданской защитой в министерствах, ведомствах и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской защиты указанных органов и организаций.
Начальнику гражданской защиты в пределах его полномочий предоставляется право:
вводить в действие соответствующие планы гражданской защиты;
принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
издавать директивы, приказы, решения и распоряжения по гражданской защите;
привлекать к проведению мероприятий в области гражданской защиты силы и средства подведомственных территорий и организаций;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Директивы, приказы, решения и распоряжения начальников гражданской защиты по вопросам защиты населения и территорий обязательны для исполнения всеми организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Координация действий по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения и осуществлению мероприятий в области гражданской защиты возлагается на начальников гражданской защиты соответствующих территорий, отраслей и организаций.
Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области гражданской защиты
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской защиты;
утверждает план гражданской защиты Республики Узбекистан;
утверждает основные направления развития и совершенствования гражданской защиты, порядок их финансирования и материально-технического обеспечения;
руководит разработкой и проведением мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования экономики государства в мирное и военное время;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской защите в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций к категориям по гражданской защите в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
определяет порядок перевода системы гражданской защиты на военное время, проведения эвакуационных мероприятий;
определяет порядок создания защитных сооружений и иных объектов гражданской защиты, а также условия накопления, хранения и использования запасов индивидуальных средств защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций в области гражданской защиты;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Специально уполномоченный орган государственного управления в области гражданской защиты
Специально уполномоченным органом государственного управления в области гражданской защиты является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:
разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской защиты;
принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения органами государственной власти и управления, организациями, должностными лицами и гражданами;
разрабатывает проект плана гражданской защиты Республики Узбекистан;
организует управление воинскими частями и формированиями гражданской защиты;
формирует проект государственного заказа на поставку необходимых вооружений, техники, средств защиты и других материально-технических средств в интересах гражданской защиты;
разрабатывает директивные документы по организации оповещения и приведению в готовность системы гражданской защиты;
обеспечивает боевую и мобилизационную готовность сил и средств гражданской защиты;
организует обучение личного состава и населения в области гражданской защиты;
осуществляет государственный контроль за выполнением мероприятий по гражданской защите;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия министерств и ведомств в области гражданской защиты
Министерства и ведомства:
разрабатывают соответствующие планы гражданской защиты и осуществляют руководство по их реализации;
организуют подготовку и обучение работников способам защиты от современных средств поражения и действиям в условиях военного времени;
осуществляют мероприятия по защите работников отрасли при угрозе и применении современных средств поражения;
разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению устойчивости работы отрасли и объектов народного хозяйства в военное время;
организуют разработку и реализацию планов эвакуации организаций в безопасные зоны;
создают резервы материально-технических, медицинских и иных средств гражданской защиты и осуществляют контроль за их накоплением, хранением, обновлением и поддержанием в готовности к применению;
представляют в установленном порядке информацию о состоянии гражданской защиты отрасли;
взаимодействуют с органами государственной власти на местах в области гражданской защиты;
создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения, коллективные и индивидуальные средства защиты;
контролируют состояние гражданской защиты;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия органов государственной власти на местах в области гражданской защиты
Органы государственной власти на местах:
разрабатывают планы гражданской защиты и осуществляют руководство по их реализации на соответствующей территории;
организуют и контролируют выполнение мероприятий гражданской защиты организациями, органами самоуправления граждан, расположенными на соответствующей территории;
обеспечивают подготовку и поддержание в готовности сил и средств гражданской защиты;
организуют обучение руководителей организаций и населения способам защиты при применении современных средств поражения;
определяют объемы и отвечают за накопление, хранение, обновление и поддержание в готовности имущества гражданской защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов, гарантирующих обеспечение жизнедеятельности населения в условиях применения современных средств поражения;
организуют и проводят мероприятия по обеспечению устойчивого функционирования организаций, независимо от их ведомственной подчиненности в военное время;
обеспечивают сбор и обмен информацией в области гражданской защиты, а также своевременное оповещение населения об угрозе применения или применении современных средств поражения;
осуществляют мероприятия по подготовке и организации эвакуации и рассредоточения, размещения населения в безопасных зонах, развертыванию лечебных и других организаций;
организуют и проводят спасательные и другие неотложные работы, обеспечивают поддержание общественного порядка на соответствующей территории;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия организаций в области гражданской защиты
Организации в пределах своих полномочий:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской защите;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
создают необходимые условия работникам для выполнения ими обязанностей в области гражданской защиты;
создают запасы материально-технических, медицинских и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение, создают формирования гражданской защиты и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Участие органов самоуправления граждан в области гражданской защиты
Органы самоуправления граждан:
оказывают содействие в обучении граждан способам защиты при применении современных средств поражения;
организуют оповещение граждан на соответствующей территории при угрозе возникновения опасностей, связанных с ведением военных действий или вследствие этих действий;
осуществляют подготовку и выполнение мероприятий в области жизнеобеспечения населения;
осуществляют иные меры в соответствии с законодательством.
III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 13. Права граждан в области гражданской защиты
Граждане имеют право:
на защиту жизни, здоровья и имущества от военных действий;
на безвозмездное пользование коллективными и индивидуальными средствами защиты;
на получение информации о степени риска, которому они могут подвергнуться в местах военных действий, и мерах необходимой безопасности.
Граждане могут иметь и иные права в области гражданской защиты, предусмотренные законодательством.
Пострадавшим от военных действий создаются необходимые условия для жизнеобеспечения, предоставляется медицинская, материально-финансовая и иная помощь.
Статья 14. Обязанности граждан в области гражданской защиты
Граждане обязаны:
соблюдать настоящий 3акон, иные акты законодательства области гражданской защиты;
принимать участие в выполнении мероприятий гражданской защиты и проходить соответствующую подготовку;
знать сигналы гражданской защиты, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
уметь оказывать первую медицинскую и иную помощь пострадавшим;
содействовать государственным органам, а также организациям в решении задач в области гражданской защиты;
бережно относиться к объектам и имуществу гражданской защиты.
Граждане могут нести и иные обязанности в области гражданской защиты, предусмотренные законодательством.
Статья 15. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области гражданской защиты
Граждане иностранных государств и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Узбекистан, имеют права и несут обязанности в области гражданской защиты наравне с гражданами Республики Узбекистан.
Статья 16. Подготовка населения и специалистов в области гражданской защиты
Обучение населения в области гражданской защиты является всеобщим и обязательным в общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, на производстве и по месту жительства.
Подготовка и переподготовка руководителей и специалистов в области гражданской защиты осуществляются в учреждениях повышения квалификации, в специальных учебно-методических центрах, курсах, а также по месту работы.
Пропаганда знаний в области гражданской защиты обеспечивается государственными органами, а также соответствующими общественными объединениями по защите и спасению людей. Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.
IV. СЛУЖБЫ И СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 17. Службы гражданской защиты
Для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской защиты и подготовки в этих целях сил и средств создаются республиканские, областные, районные, городские, а также объектовые службы гражданской защиты.
Перечень служб гражданской защиты, а также положения о них утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 18. Состав сил гражданской защиты
Силы гражданской защиты состоят из войск, формирований гражданской защиты.
Состав сил и средств, структура, а также иные вопросы функционирования формирований гражданской защиты определяются начальником гражданской защиты Республики Узбекистан.
Для решения задач гражданской защиты могут привлекаться также спасательные формирования, части и подразделения Вооруженных Сил Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.
Статья 19. Войска гражданской защиты
Войска гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям составляют основу гражданской защиты Республики Узбекистан.
Основными задачами войск гражданской защиты в военное время являются:
ведение инженерной, радиационной, химической и других видов разведки в очагах поражения и в зонах заражения;
проведение спасательных и других неотложных работ;
участие в проведении эвакуации населения и объектов народного хозяйства;
участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнение иных задач гражданской защиты.
Деятельность войск гражданской защиты, их комплектование осуществляются в соответствии с законодательством.
Статья 20. Формирования гражданской защиты
Формирования гражданской защиты создаются для проведения спасательных и других неотложных работ по территориально-производственному принципу.
Формирования гражданской защиты подразделяются:
по подчиненности — на территориальные (в областях, районах, городах) и объектовые (на объектах народного хозяйства);
по предназначению — общего назначения (для ведения спасательных работ в очагах поражения) и формирования служб для выполнения специальных мероприятий (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, охраны общественного порядка и др.).
В формирования гражданской защиты зачисляются граждане Республики Узбекистан: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.
V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ. ОБЪЕКТЫ И ИМУЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ
Статья 21. Финансирование гражданской защиты
Финансирование гражданской защиты в министерствах, ведомствах и подведомственных им бюджетных организациях, в областях, районах и городах осуществляется за счет средств соответственно республиканского или местного бюджета, а в организациях — за счет собственных средств.
Финансирование гражданской защиты может осуществляться за счет средств общественных фондов, добровольных взносов граждан и иных источников.
Статья 22. Основные фонды войск гражданской защиты
Жилые помещения и строения военных городков, объекты учебно-материальной базы, материальные и технические средства воинских частей гражданской защиты являются государственной собственностью и составляют основные фонды войск гражданской защиты. В отношении указанного и иного выделенного им имущества войска гражданской защиты пользуются правом оперативного управления.
Земельные участки, помещения, склады, другие объекты для размещения и постоянной деятельности войск гражданской защиты предоставляются им в постоянное или временное пользование соответствующими органами государственной власти и управления.
Статья 23. Объекты и имущество гражданской защиты
К объектам и имуществу гражданской защиты относятся:
пункты управления органов государственной власти и управления с комплексом защитных сооружений и наземных зданий;
отдельно стоящие и встроенные убежища, противорадиационные укрытия гражданской защиты;
складские помещения для хранения имущества и техники;
средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
средства связи и оповещения;
другие материально-технические средства, являющиеся государственной собственностью, а также созданные или закупленные за счет средств организаций для использования с целью гражданской защиты.
Для обеспечения мероприятий гражданской защиты органами государственной власти и управления, организациями создаются запасы имущества гражданской защиты.
В случае изменения структур правления и форм хозяйственной деятельности организаций за ними сохраняются целевое назначение объектов и имущества гражданской защиты, а также задания по их созданию и накоплению.
Порядок создания объектов и использования имущества гражданской защиты определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.