Лекции по библиографоведению. Часть 2 — Взаимосвязи библиографоведения с родственными областями знания

Взаимосвязи библиографоведения с родственными областями знания

Родственными (или смежными) считают научные дисциплины, имеющие близкие друг другу области исследования. К ним относятся библиографоведение, библиотековедение и книговедение. В последние годы в связи с активным развитием документоведения и теории социальных коммуникаций созданы предпосылки для включения их в контекст библиографоведения как близких по объекту и содержанию дисциплин.

Библиографоведение и библиотековедение. Их взаимосвязи наиболее органичны:

– библиотека изначально включает в свою деятельность библиографические формы (каталоги, картотеки, библиографические пособия);

– библиография наибольшее развитие получила именно в библиотеке. Библиотечные и библиографические процессы существуют рядом и взаимопересекаются. Библиографические процессы связаны с производством и распространением библиографической информации, а библиотечные — непосредственно с документом. Во многих случаях они пересекаются: библиографическое обслуживание в библиотеке; каталогизация фондов; библиотечная книжная выставка, включающая библиографические описания отдельных документов и т.д.

Аналогичным образом в соотношении взаимопересечения находятся и научные дисциплины. Область совмещения можно отнести и к библиотечному библиографоведению и библиографическому библиотековедению. Стало привычным словосочетание «библиотечно-библиографический», отражающее близость практических процессов и научных дисциплин.

Библиографоведение и книговедение. Библиография возникла одновременно с книжным делом и развивалась в тесной связи с ним. С конца 18 в. и в течение всего 19 в. библиография отождествлялась с книговедением. На разных этапах истории к термину «библиография» прибавляли пояснение «в широком смысле» (отождествляя ее с книговедением) или в «узком смысле», имея в виду при этом библиографическое пособие.

В начале 19 в. было положено начало формированию книговедческой концепции библиографии, которая активно развивалась в 20-30-е гг. 20 в. и получила развернутое обоснование в середине 70-хгг. Суть данной концепции состоит в отнесении библиографии к книжному делу, а библиографоведения к книговедению. Это было бы верно, если бы объектом библиографического отражения выступала только книга, как в книжном деле. Документ выводит библиографию за пределы книгоиздательской деятельности, электронный ресурс — тем более. В соответствии с этим библиографоведение и книговедение — самостоятельные научные дисциплины, имеющие общую проблематику в зоне их пересечения.

Библиографоведение и информатика. Истоки общности и различия этих научных дисциплин находится в практических сферах библиографии и научно-информационной деятельности. Последние предназначены для удовлетворения потребностей в информации, но библиография осуществляет это с помощью документа и фиксированной библиографической информации, а в научно-информационной деятельности задачи иные — оптимизация системы информационной коммуникации в области науки с включением всех источников (первичных и вторичных). Соотношение научных дисциплин — библиографоведения и информатики также соответствуют принципу взаимопересечения с наличием сектора общей проблематики.

Библиографоведение и документоведение. Библиография и документное дело как сферы практической деятельности также часто совпадают. Объектом библиографического отражения может быть любой документ, поэтому в библиографоведении рассматривается типология документов, их специфика.

Изучение документов, многообразия их видов, работа с ними в различных социальных институтах входит и в задачи документоведения. В этой плоскости проблематика наук совпадает. Документоведение — дисциплина, изучаемая на ФИДК ун-тов культуры параллельно с книговедением и связана с документной теорией библиотечно-библиографических наук. Здесь много спорных вопросов, с которыми я часто не согласна. Есть еще документоведение, в котором понимание документа несколько иное, здесь очерчивается своя область исследования, связанная с документооборотом в рамках учреждений и организаций (личные дела, справки, удостоверения и т.д.).

Библиографоведение и теория социальных коммуникаций. Социальные коммуникации определяются как передача информации между двумя и более лицами и (или) системами, а также как движение смысла в социальном времени и пространстве. Наука, исследующая процессы функционирования социальных коммуникаций обозначается как «коммуникавистика», «теория социальных коммуникаций». Некоторые библиографоведы считают ее метанаукой, в том числе по отношению к библиографоведению, которое определяют как «науку социально-коммуникационного цикла». Делаются попытки описать библиотечную и библиографическую деятельность в терминах коммуникации. Однако есть противники такого подхода, которые считают, что полное включение библиографоведения в теорию социальных коммуникаций не правомерно. Скорее, как и с информатикой, необходимо строить отношения с ней на принципе взаимодействия и пересечения в тех зонах, где имеется общее содержание, но сохраняется своя специфика. В библиографоведении такой спецификой, например, является составление библиографической записи, в которой закладываются лишь коммуникативные потенции, но не их осуществление.

Таким образом, библиографоведение, благодаря связям со многими научными дисциплинами может быть включена отдельными своими сторонами в различные системы наук.

Но это не полное включение, а скорее векторное вхождение в такие блоки наук, как

– информационные науки (передача информации), документоведческие науки (общность объекта), социально-коммуникационные (коммуникация, связь, общение) и культурологические (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Лекции по библиографоведению. Часть 2