Гуморальная регуляция функций организма — Стадия максимального стероидогенеза

Четвертая стадия — стадия максимального стероидогенеза. ак­тивность гонад достигает максимума, надпочечники синтезируют большое количество половых стероидов. У мальчиков сохраняеся
высокий уровень гормона роста, поэтому они продолжают интенсивно расти, у девочек ростовые процессы замедляются.

Первичные и вторичные половые признаки продолжают развиваться: усиливается лобковое и подмышечное оволосение, увеличивается размер гениталий. У мальчиков именно на этой стадии
происходит мутация (ломка) голоса.
Пятая стадия — этап окончательного формирования. Физио­логически этот период характеризуется установлением сбалансированной обратной связи между гормонами гипофиза и перифери­ческими железами. Эта стадия начинается у девушек в 11—13 лет
у юношей — в 15—17 лет. На этом этапе завершается формирова­ние вторичных половых признаков. У мальчиков это формирова­ние «адамова яблока», оволосение лица, оволосение на лобке по
мужскому типу, завершение развития подмышечного оволосения.
Волосы на лице обычно появляются в следующей последователь­ности: верхняя губа, подбородок, щеки, шея. Этот признак раз­вивается позже других и окончательно формируется к 20 годам
или позже. Сперматогенез достигает своего полного развития, орга­низм юноши готов к оплодотворению. Рост тела на этой стадии практически останавливается.

У девушек на этой стадии появляется менархе. Собственно, первая менструация и является для девушек началом последней, пятой, стадии полового созревания. Затем в течение нескольких месяцев происходит становление характерного для женщин рит­ма овуляций и менструаций. Менструация у большинства женщин продолжается от 3 до 7 дней и повторяется каждые 24—28 дней. Цикл считается установившимся, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковым распределением интенсивности по дням. Вна­чале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на не­сколько месяцев, даже на год. Появление регулярных менструа­ций свидетельствует о достижении половой зрелости: яичники продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки. Рост тела в длину прекращается на этой стадии у 90 % девушек. Описанная динамика полового созревания наглядно демонст­рирует, что у девочек этот процесс происходит скачкообразно и менее растянут во времени, чем у мальчиков.

Особенности переходного возраста. В период полового созрева­ния радикально перестраивается не только функция гипоталамо-гипофизарной системы и активность половых желез, все без ис­ключения физиологические функции претерпевают значительные, порой революционные изменения. Нередко это приводит к разви­тию несбалансированности отдельных систем между собой, нару­шению согласованности в их действии, что негативно сказывает­ся на функциональном состоянии организма. К тому же влияние гормонов распространяется и на функции ЦНС, в результате чего ростки переживают серьезный кризис, связанный с внутренними внешними факторами. Особенно неустойчивы в этот период эмоциональная сфера подростков и многочисленные механизмы саморегуляции.

Все это должны учитывать педагоги и родители, которые нередко забывают об особенностях «переходного» возраста, тем более о тех физиологических напряжениях, которые испытывают в этот период дети. Между тем многие психологические особеннос­ти подростков обусловлены их плохим самочувствием, частой и резкой сменой гормональной ситуации в организме, появлением совершенно новых и не всегда приятных телесных ощущений, к которым требуется постепенное привыкание. Так, например, у многих девочек первые менструации часто сопровождаются достаточно сильными болевыми ощущениями, слабостью, общим упадком тонуса, значительной потерей крови. Иногда при этом повышается температура тела, возникают нару­шения работы пищеварительной системы, наблюдаются вегета­тивные расстройства (головокружение, тошнота, рвота и т.п.). Все это, естественно, приводит к раздражительности и неувереннос­ти, к тому же девочки нередко стесняются происходящих с ними изменений, не умеют объяснить свое состояние. Педагогу и роди­телям нужно проявлять особый такт и уважение к ребенку в такой момент. Было бы ошибкой заставлять девочку в «критические дни» ограничивать движения, отказываться от обычного режима — на­против, сохранение привычного модуса поведения (если само­чувствие позволяет) способствует быстрейшему преодолению не­приятных ощущений и возрастного кризиса в целом. Следует, однако, разумно подходить к уровню и характеру физической на­грузки, которая в такие периоды допустима: безусловно, должны быть исключены любые силовые нагрузки, связанные с натуживанием, а также чрезмерные по объему нагрузки — длительные пешие, велосипедные, лыжные и т.п. переходы, следует избегать переохлаждения и перегрева. Из гигиенических соображений луч­ше в этот период не принимать ванну, а использовать душ. В хо­лодное время года молодым людям не следует сидеть на металли­ческих и каменных поверхностях, ибо переохлаждение органов, Расположенных в тазе и нижней части брюшной полости, чревато развитием целого ряда серьезнейших заболеваний. Любые болезненные ощущения у подростка являются поводом для обращения к врачу: значительно легче предупредить заболевание, чем после его лечить.

У мальчиков нет проблем с регулярными кровяными выделениями. Однако изменения в их организме в период полового созревания также весьма значительны и порой являются поводом для удивления и беспокойства как самого ребенка, так и окружающих его взрослых, которые нередко уже забыли, как этот од протекал у них самих. К тому же в современном мире существует много неполных семей, где мальчиков воспитывают и бабушки, которые просто не подозревают о специфических «мужских» неприятностях пубертата. Первое, что часто беспокоит ма чиков на третьей—четвертой стадии полового созревания, гинекомастия, т.е. набухание и болезненность молочных желез. При этом иногда из соска выделяется прозрачная жидкость, похожая по составу на молозиво. Как уже говорилось выше, этот период длится недолго и неприятные ощущения сами собой заканчиваются через несколько месяцев, однако здесь важно соблюдать гигиенические правила: держать грудь в чистоте, не занести руками в нее инфекцию, которая может надолго усложнить естественный процесс. Вслед за этим этапом происходит быстрое увеличение размеров полового члена, что создает поначалу неприятные ощу­щения, особенно если мальчик носит облегающую одежду — тру­сы и джинсы. Прикосновения одежды к головке члена в этот пе­риод бывают нестерпимо болезненными, поскольку мощнейшее рецептивное поле этого участка кожи еще не адаптировано к ме­ханическим воздействиям. Хотя с эрекцией все мальчики знако­мы прямо с рождения (член эрегирует у здоровых детей в процес­се мочеиспускания), сильно увеличившийся в размерах орган в момент эрекции доставляет многим подросткам физическое стра­дание, не говоря уже о психологическом напряжении. Между тем в норме здоровый подросток, как и молодой взрослый мужчи­на, почти ежедневно просыпается с сильно эрегированным чле­ном — это естественное следствие активации блуждающего нерва во время сна. Подростки часто стесняются такого состояния, и требования родителей (или воспитателей в детских учреждениях) немедленно покинуть постель после пробуждения для них бывают невыполнимы именно по этой причине. Не следует оказывать на ребенка давление в этом отношении: со временем он выработает правильное поведение, которое позволит ему психологически приспособиться к этой физиологической особенности. Через 2— 3 мин после просыпания эрекция сама собой проходит, и подро­сток может встать из постели без ощущения неловкости. Анало­гичные ситуации бывают при длительном сидении, особенно на мягкой поверхности: кровь приливает к органам таза, и возникает самопроизвольная эрекция. Так нередко бывает при езде в обще­ственном транспорте. Подобная эрекция не имеет ничего общего с половым возбуждением и быстро и безболезненно проходит че­рез 1—2 мин. Главное — не концентрировать внимание подростка на этом факте и уж тем более не стыдить его — он совершенно не виноват в том, что он здоров.

На четвертой—пятой стадии полового созревания (обычно в 15—16 лет) юноша уже практически готов к оплодотворению его семенники непрерывно вырабатывают зрелые сперматозоиды, и еменная жидкость скапливается в эпидидимисе — специальном соединительно-тканном сосуде, где она хранится до момента эякуляиии (семяизвержения). Поскольку этот процесс протекает не­прерывно, количество семенной жидкости возрастает, и порой ограниченный объем эпидидимиса не способен вместить новые порции семени. В этом случае организм способен самопроизволь­но освобождаться от скопившегося продукта — такое явление носит название поллюции и случается обычно по ночам. Поллюции — нормальная, здоровая и биологически целесообразная реакция мо­лодого организма. Выбрасываемое семя освобождает место для новых порций продукции половых желез, а также предотвращает отравление организма продуктами распада собственного семени. Кроме того, не осознаваемое юношей половое напряжение, влия­ющее на активность всех сфер нервного и гормонального управ­ления, благодаря поллюциям разряжается, и состояние организ­ма нормализуется.

Половое влечение, просыпающееся у девушек и юношей на заключительных этапах пубертатного процесса, не имея выхода, часто перерастает в серьезную проблему. Многие из них находят для себя разнообразные способы разрядки, в том числе с помо­щью мастурбации. В прежние времена отношение к мастурбации было резко негативным, врачи уверяли, что она может вести к импотенции и психическим сдвигам. Однако исследования, про­веденные во второй половине XX в., не подтвердили существова­ние таких причинно-следственных связей, напротив, теперь при­нято считать, что мастурбация — нормальное и приемлемое средство снятия избыточного напряжения, когда нет другого спо­соба удовлетворить половое влечение. Не следует поощрять, но и ни в коем случае не нужно упрекать или наказывать подростков за занятия мастурбацией — это само по себе пройдет без всяких по­следствий, после того как они станут взрослыми и начнут жить регулярной половой жизнью. Однако очень важно во всех случаях Манипуляций с наружными половыми органами строго соблю­дать меры гигиены и профилактики инфекционного заражения. Регулярное мытье рук и ежедневное проведение гигиенических процедур с наружными половыми органами — важнейшие при­вычки, которые должны усвоить мальчики и девочки.

Вы здесь: Главная Биология Анатомия Гуморальная регуляция функций организма