Этика деловых отношений. Часть 1 — Этические проблемы деловых отношений

 Этические проблемы деловых отношений

 

В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдви­гаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых от­ношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет на­зад), а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объясне­нием этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традицион­ной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менедже­ров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире про­ходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики дело­вых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются спе­циальные журналы. Все это свидетельствует о том, что дело­вое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

- соотношение целей и средств их достижения;

- соотношение личных и общественных интересов;

- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным ре­зультатом;

- соотношение материальных и духовных ценностей при при­нятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях*:

- отношения между организациями;

- отношения между организациями и государством;

- отношения между организациями-производителями и потре­бителями;

- отношения между организациями и владельцами (инвесто­рами);

- отношения между организациями и местными сообществами;

- отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той же сфе­ре, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня се­бестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, од­нако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени кон­куренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, отно­сящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государ­ства, организаций и общества в целом. В соответствии с нео­консервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмеша­тельство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально исполь­зующая предоставленную свободу, будет получать более вы­сокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в ви­де большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительнос­ти). Представители второй, более популярной концепции, утвер­ждают, что организация является частью общественной структу­ры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и ре­гулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования обще­ственного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху — специальными государствен­ными структурами и законами, прежде всего, по таким направ­лениям, как регулирование деятельности организаций в целях обес­печения эффективности экономики; регулирование отношений орга­низаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослежива­ется тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений между организациями-производителя­ми и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет про­дана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена.

Другая, не менее важная моральная проблема отношений меж­ду организациями-производителями и потребителями — рекла­ма. Реклама важна в процессе конкуренции между организация­ми и для формирования потребностей потенциальных покупате­лей.

Помимо всех других обязательств организации должны по­мнить о своей ответственности перед владельцами (инвестора­ми). Основная часть из множества существующих способов об­мана инвесторов распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов.

Моральные проблемы возникают и в отношениях органи­заций с местным сообществом. Речь идет об участии органи­заций в обеспечении его экономической стабильности, разви­тии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ. На организациях также ле­жит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддер­жке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного местного сообщества, так и для культурного и социального развития регионов (образование, медицина, благо­устройство и организация досуга).

Взаимоотношения между организациями и окружающей сре­дой являются одной из острейших проблем современности. Обо­стрение экологической ситуации на планете оказало на предпри­нимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возник­ла новая и обширная сфера приложения капитала:

- разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

- разработка технологий и выпуск оборудования по утилиза­ции производственных и бытовых отходов;

- выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

- развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

- финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие пред­приниматели должны:

- платить значительные суммы в виде штрафов за загрязне­ние окружающей среды и за нанесенный природе экологи­ческий ущерб;

- изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих эко­логических стандартов;

- учитывать в своей деятельности природоохранное зако­нодательство, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм;

- создавать привлекательный «экологический имидж» сво­ей компании и своей продукции в глазах общественнос­ти и государственных природоохранных организаций;

- сотрудничать с государственными службами, представителя­ми местного самоуправления, профсоюзными и обществен­ными организациями в деле охраны окружающей среды;

- вырабатывать рациональную стратегию в сфере природо­пользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

Реальная практика свидетельствует: многие организации пыта­ются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о послед­ствиях вредных производств для окружающей среды, перенос та­ких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение при­родоохранных мер, — наиболее распространенные методы нарушений:

Серьезные моральные проблемы возникают в настоящее вре­мя и на микроуровне, внутри организаций, в таких областях, как:

- принятие управленческих решений;

- взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

- служебные разоблачения;

- положение женщин в организации;

- взаимные услуги.

Выделяют четыре группы основных аргументов, обосновыва­ющих принятие управленческих решений, неправильных с эти­ческой точки зрения:

- уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т. е. на самом деле не является аморальной;

- уверенность в том, что данная деятельность отвечает инте­ресам индивида или корпорации и что ожидаются именно подобные действия;

- уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

- уверенность в том, что поскольку данная деятельность помогает организации, то она отнесется снисходительно и даже защитит человека, ею занимающегося.

 

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 1