Этика деловых отношений. Часть 3 — Организационные аспекты проведения приемов: формы, правила и требования

 Организационные аспекты проведения приемов: формы, правила и требования

Разновидности приемов — киносеансы, музыкальные и ли­тературные вечера, вечера дружбы, встречи для игры в гольф, тен­нис, шахматы, другие спортивные игры. Перечисленные меропри­ятия, как правило, сопровождаются легким угощением. Форма одежды для таких мероприятий — повседневный костюм; для жен­ин — костюм или платье.

Ко всем приемам следует обстоятельно готовиться. Заранее составляются списки гостей, направляются приглашения на отпе­чатанных бланках с вписанными фамилиями. Лучше это сделать за 10 — 12 дней, чтобы получивший его мог скорректировать свое время. Получив приглашение с буквами г. s. v. p., которые в пере­воде с французского означают «просьба ответить» в течение 3— 5 дней, отвечают на него письмом, открыткой, реже визитной кар­точкой с буквами р. г. Если в приглашении указан номер телефо­на, то сообщают об участии (неучастии) по телефону.

Получив ответы на приглашения, хозяева составляют план рас­садки. При этом учитывается ранг гостей, а также то, что мужчи­ны должны сидеть вперемежку с женщинами, а рядом не должны находиться работники одной и той же фирмы или члены делега­ции. Нельзя усаживать одну женщину в торце стола. Последним по списку должен быть мужчина.

Самое почетное место на мужском приеме — справа от хозяи­на, а с участием женщин — справа от хозяйки. Слева от них — менее почетные места. Если хозяева (супруги) сидят рядом, то сле­ва от хозяина будет сидеть супруга главного гостя, справа от хо­зяйки — главный гость. Остальные размещаются по обе стороны согласно рангу. Первым подходит к столу хозяин с первой дамой, затем главный гость с супругой хозяина. Первой выходит из-за стола хозяйка, безусловно, тогда, когда убедилась, что гости уже сыты. Уход из-за стола хозяйки является сигналом к окончанию застолья, но не приема. На следующий день гости отправляют хозяевам пись­менные благодарности за приятно проведенное время.

На завтрак, обед, ужин или другой вид приема, в пригла­шении на который содержится просьба ответить, следует при­ходить точно в указанное в приглашении время. Опоздание считается нарушением этикета и может быть воспринято от­рицательно и даже с обидой. Если из одного ведомства или учреждения приглашено несколько представителей и они явля­ются на прием вместе, то принято, чтобы первыми входили млад­шие по должности, а затем старшие. На приемы, проводимые без рассадки за столом, в приглашении на которые указывается вре­мя начала и конца приема (17.00—19.00, 18.00—20.00 и т. д.), мож­но прийти и уйти в любой час в пределах указанного в пригла­шении времени. Приходить к началу приема не обязательно, так же как необязательно находиться на приеме до его конца. Счи­тается, однако, что приход на такой прием в начале и уход с при­ема в его конце являются выражением особо дружественного отношения гостя к хозяину приема. И, наоборот, если есть необ­ходимость показать или подчеркнуть холодность или натянутость отношений с устроителем приема, достаточно пробыть на нем 15-20 минут и, попрощавшись с хозяином, уйти.

Застолье наряду с общением является важнейшей частью де­ловых приемов, организуемых как в учреждениях общественно­го питания, так и в офисах и домах бизнесменов.

Прежде чем принять гостей, следует наряду с другими подго­товительными мероприятиями правильно с кулинарной, этикет­ной и эстетической позиций оформить стол: покрыть его скатер­тью, расставить тарелки, посуду для напитков, специи, разложить приборы для еды.

Первейшее требование для них — они должны быть безупреч­но чистыми. Тщательно отглаженной скатертью покрывают стол так, чтобы ее центральные складки проходили строго по продоль­ному и поперечному центру стола. За обеденным столом края ее должны свисать на 25 — 30 см, на приеме типа «фуршет» — не доставать до пола 5 — 10 см.

Напротив каждого стула в 2 см от края стола расставляют та­релки: подставочную и на ней закусочную диаметром 20 см. Слева от закусочной на расстоянии от 5 до 15 см размещают пирожко­вую тарелку, ее центр должен совпадать с центром или краем подставочной тарелки.

На одну из этих тарелок кладут салфетку, сложенную вчетве­ро, треугольником, веером и т. д. Справа от тарелки на расстоя­нии около 0,5 см острием к ней размещают ножи, слева острием вверх — вилки. Количество и значение этих приборов зависят от подаваемых на стол блюд. При этом их не должно быть более четырех справа и трех слева. Начиная от тарелки кладут столо­вый нож и вилку для мясных блюд, за ними — нож и вилку для рыбы и затем для закусок. Если суп подают в глубоких тарелках, то между закусочным ножом и ножом для рыбы кладут столовую лож­ку, если в чашках, то десертную ложку.

Наличие на столе десертных приборов зависит от пред­лагаемых гостям десертных блюд. Если, например, будут пода­вать только компот, то впереди тарелки кладут десертную лож­ку ручкой вправо, если фрукты, то десертные вилку ручкой вле­во и нож ручкой вправо. Соответственно меню ставят на стол и посуду для напитков. Она располагается перед тарелкой как в один, так и в два ряда. Ряд может начинаться от ее центральной оси или от пересечения условных линий, идущих от края тарелки и близ­лежащего ножа. В полном наборе сервировка посуды для напитков может выглядеть следующим образом: в первом ряду от гостя слева направо ставят рюмку для водки емкостью 50 мл, рюмку для маде­ры, портвейна и десертных вин — 75 мл и фужер для минеральной и фруктовой воды, во втором ряду — рейнвейную рюмку для белого столового вина (100 мл), лафитную рюмку для красного столового вина (125 мл) и бокал для шампанского (125—150 мл). Для ликера к чаю подают вытянутую вверх рюмку емкостью 25—30 мл, для ко-. ньяка к кофе ставят рюмку емкостью 75—250 мл. Напротив вилок выставляются соль и специи.

Для чая или кофе ставят чашку с блюдцем в 4 см от края сто­ла ручкой влево. Ложечка находится на блюдце справа от чаш­ки. Слева от чашки размещают блюдечко для пирожного, рядом с ними кладут вилку или ложку для пирожных.

Первой за стол во всех случаях садится хозяйка. Она же при­глашает занять свои места и гостей. Мужчины, прежде чем рас­положиться за столом, помогают сесть дамам по соседству. При этом отодвигают стул от стола, а затем подвигают его к ногам женщины.

Для сервировки стола рекомендуется приглашать квалифици­рованного метрдотеля или поручить это дело знающему, опыт­ному человеку.

Не рекомендуется создавать тесноты за столом. Теснота при­водит к неудобствам как для гостей, так и для обслуживающего персонала. По этикету расстояние между столовыми приборами должно быть не менее 60 см. Если имеется возможность, стол не­обходимо украсить живыми цветами. На официальных деловых приемах все блюда подаются официантами с рук.

При составлении меню рекомендуется учитывать вкусы го­стей, их национальные и религиозные традиции и другие мо­менты. Было бы упущением включать в меню дичь в то время, когда охота на нее в стране запрещена, или мясо в постные дни, или свинину, когда на приеме среди гостей находятся мусульма­не, и т. д. С другой стороны, гостю-вегетарианцу будет приятно, если ему подадут вегетарианское блюдо.

Сидеть на стуле надо так, чтобы было удобно есть, отдыхать и вместе с тем не мешать рядом сидящим. При этом следует дер­жать осанку, не разваливаться и не сутулиться. Туловище от края стола находится на ширине четырех сложенных пальцев. До еды руки находятся на коленях, а во время еды — слегка прижаты к туловищу. На стол опираться можно только запястьями. Салфет­ку, предназначенную для предохранения одежды и вытирания губ, сложенной пополам кладут на колени.

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 3