Лекции по дисциплине “Экологическая безопасность”

Природоохранные мероприятия при строительстве скважин

К природоохранным мероприятиям при строительстве скважин на суше относятся:

-профилактические (технические и технологические) мероприятия, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды;

- сбор, очистка, обезвреживание, утилизация и захоронение отходов строительства скважин;

- предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод;

-рекультивация недр.

С целью предупреждения попадания в почву, поверхностные и подземные воды отходов бурения и испытания скважин организуется система сбора, накопления и утилизации отходов бурения, включающая: обваловку, гидроизоляцию амбаров, устройство трубопроводов для транспортирования отработанных буровых растворов.

Обезвреживание отработанных буровых растворов и шламов производится следующими методами: термическим, отверждением, химической нейтрализацией с последующим отверждением.

С целью предупреждения загрязнения окружающей природной среды при бурении скважин, при невозможности строительства амбаров (развитие карста), шлам обезвреживается, утилизируется на месте работ и в контйнерах отвозится в специально отведённые места (юго-восток области, Октябрьский район). Нефть и нефтепродукты, получаемые при испытании (освоении) скважин перекачиваются в нефтепровод или вывозятся в места нефтесбора специальным транспортом.

Законодательная база по охране окружающей среды при разработке нефтяных месторождений

Законодательная база по охране окружающей среды создаётся с конца 60-х годов. Действующий «Водный» (1972г), «Лесной» (1978)г) Кодексы РСФСР. Законы «Об охране атмосферного воздуха» (1980 г), «Об охране и использовании животного мира» (1982г) и др. Принимался ряд постановлений: и»Об усилении охраны природы и уменьшении использования природных ресурсов» (1972 г), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала» (1972г), «О мерах по усилению охраны морей, рек и др водоёмов Арктического бассейна от загрязнения» (1981 г) и др. В нефтяной отрасли разработан ряд отраслевых документов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Время показало, что существовавшая в стране законодательная база не отвечает современным требованиям к охране окружающей среды, выполнение её в ряде случаев не привело к ожидаемым положительным результатам. Негативные последствия воздействия хозяйственной деятельности предприятий отраслей на окружающую среду ещё значительны. В ряде районов России сложилась крайне неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Верховным Советом РФ в 1991 г принят Закон «Об охране окружающей природной среды», который в комплексе с мероприятиями организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности. Согласно указанному закону главными задачами являются:

1. планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду(обязательное планирование ввода нефтяного месторождения в разработку);

3. установление нормативов платы за получение лимитов использования природных ресурсов и выбросов в окружающую среду;

4. предоставление предприятиям, учреждениям, гражданам налоговых, кредитных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий (повышение коэффициента извлечения нефти);

5. возмещение в установленном порядке за вред, причинённой окружающей среде и здоровью человека.

Во исполнение вышеуказанного Закона Правительством России принято Постановление от 28.08.92 г №632 «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды».

Базовые нормативы платы установлены для 127 наименований загрязняющих вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу (за выброс 1 тн). Для 198 наименований загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты. Разработаны повышающие коэффициенты экологической ситуации экологической значимости для районов, отнесённых к районам экологического бедствия, районов Крайнего Севера и местностях к ним отнесённым (Красновишерский район), национальным паркам, заповедникам. Увеличение платы в два раза.

В городах, крупных промышленных центрах оплата повышается на 20%. Финансирование экологических программ осуществляется за счёт:

- республиканского и областного бюджета;

-средств предприятиё, организаций;

- федерального и местного экологических фондов;

- фондов экономического страхования;

- средств банков.

Верховный Совет РФ в 1992 г принял основной документ при добыче полезных ископаемых — Закон «О недрах». Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ. Определены виды пользования, участки недр, ограничения пользования недрами, пользователи недр, сроки пользования недрами, содержание лицензии, порядок предоставления лицензий, досрочного прекращения права на пользование недрами, основные права и обязанности пользователя недрами.

Вы здесь: Главная Экология Лекции по дисциплине “Экологическая безопасность”