Организация деятельность коммерческого банка. Часть 1

Лекция 3. Нормативно-правовая основа деятельности коммерческого банка. Контроль и регулирование деятельности коммерческого банка

Основные вопросы лекции:

1. Законы РФ «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке России». Специфика национального банковского и финансового законодательства.

2. Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков.

3. Формы и методы контроля за деятельностью банков.

Монетаристские методы регулирования экономики в России стали применяться с 1991 г. в соответствии с законами «О Центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности», принятыми в декабре 1990 г. (измененные В 2002г.), которые со всеми последующими изменениями является правовой основой денежно-кредитной политики России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

ЦБ России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР — экономически самостоятельное учреждение. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Он подотчетен только Федеральному Собранию. ЦБ РФ призван методами экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики способствовать укреплению и развитию экономики России.

Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банкнот, проведение денежно кредитной политики, рефинансирование кредитно-банковских институтов, проведение валютной политики, регулирование деятельности кредитных институтов, функция финансового агента правительства, организация платежно-расчетных отношений.

В настоящее время ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.

Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины 19 века наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и, прежде всего, системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоящее время не превышает 5- 10 %).

Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы — по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (в США), либо прогноза (в Японии).

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком.

Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них.

Как свидетельствует 20-летний опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых ”перегревами” конъюнктуры — кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

- по форме их воздействия (прямые и косвенные);

- по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

- по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

- установление минимальных резервных требований;

- регулирование официальной учетной ставки;

- операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.

Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных минимальных резервных требований, находящихся на счетах в центральном банке.

Этот метод относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств. Она может зависеть от срочности вкладов и их вида.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке. Повышение норм обязательных резервных требований сокращает суммы свободных денежных средств, используемых для активных операций коммерческих банков, а снижение нормы резервов — напротив, увеличивает возможности кредитования.

Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов. Расчет минимальных резервных требований осуществляется на месячной и квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю величину вкладов.

Длительное использование этого инструмента кредитно-денежной политики может привести к использованию операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.

В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 году, тогда была установлена единая норма в 2% без дифференциации по видам вкладов. В 1992 году в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворить сразу по требованию клиента — 20 %, а по вкладам, которые могли быть затребованы клиентом после истечения определенного срока — 15%.

В настоящее время норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам 3,5%.

Минимальные резервные требования могут рассчитываться на месячной и недельной базе. В России расчет минимальных резервных требований осуществляется в течение месяца за каждый день, т.е. на месячной базе.

Другим инструментом влияния на денежно-кредитную политику является регулирование официальной учетной ставки центрального банка.

Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.

Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель центрального банка — расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Использование процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности в сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10% до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации стране. В течение 1997-2000 год учетная ставка постоянно изменялась и на сегодняшний день она составляет 25% годовых. Уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Операции на открытом рынке, получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке, т.е. купли-продажи Центральным банком ценных бумаг, увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения Центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

- условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);

- объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

- срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

- сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

- способа установления ставок: определяемых или центральным банком, или рынком.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции.

Прямые операции проводятся на налично-денежной — ”кассовой” основе, предполагающий полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.

Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования.

В России под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ играет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения для Правительства через ЦБРФ временно свободных денег; сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным Банком кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении и повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики определяются экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия страны в международных валютно-кредитных организациях.

В наиболее общем виде валютная политика заключается в:

- регулировании валютного курса;

- проведении валютного регулирования и валютного контроля;

- формирования официальных валютных резервов и управления ими;

- осуществлении международного валютного сотрудничества и участии в международных валютно-кредитных организациях.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

До 1992 г. в России валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. В 1991 году в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу. На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Однако ЦБ РФ благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил развал денежной системы страны.

ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающим укреплению денежного обращения. К таким мерам, в частности относятся: решение об обязательной продаже части экспортной выручки, ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке, разработка ЦБ РФ совместно с таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту, установление в 1996-1998 гг. верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке — валютного коридора, который позволил ЦБР обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе и с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен. После кризиса 1998 года мы вновь перешли на установление валютного курса по результатам торгов.

Большое внимание ЦБР уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой.

В начале 1995г. Правительство и ЦБ РФ приняли совместное заявление об экономической политике. В нем декларировалось, что Правительство и ЦБ РФ будут и впредь развивать функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом систему единого валютного курса.

Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы ЦБ РФ — это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты.

Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

В целях поддержания валютных резервов на приемлемом уровне ЦБ РФ осуществляет управление валютными резервами, т.е. формирование их оптимальной структуры и рациональное их размещение, периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Банковский надзор преследует две цели:

- защиту вкладчика от возможных потерь;

- поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами — источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.

При осуществлении Центральным Банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачу входят:

- выдача лицензий на банковскую деятельность;

- проверка отчетности, предоставляемой банками;

- ревизии на местах;

- контроль за соблюдением банками норм банковских операций.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого центральный банк определяет возможности создаваемых кредитных институтов осуществлять банковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности ЦБ РФ — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представляемой коммерческими банками. Постоянный контроль за отчетностью банков позволяют органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск их неплатежеспособности банков и как следствие этого банкротство.

Центральный банк интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

В процессе анализа финансового состояния банка следует различать дистанционный надзор и инспекторские проверки на местах.

Дистанционный надзор, или мониторинг, — это метод раннего распознавания негативного поведения банка и раннего оповещения о сложившейся негативной ситуации в банке органов банковского надзора. В основе дистанционного надзора лежит анализ финансовой отчетности банка (месячной, квартальной, полугодовой и годовой). Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор. Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика последних 15-20 лет свидетельствует о росте популярности дистанционного надзора.

Основные объекты дистанционного надзора за деятельностью банка: порядок или мероприятия по формированию капитала банка, качество активов; доходность, эффективность работы банка; ликвидность банка; темпы роста (развития) банка; чувствительность к изменению процентных ставок; риски.

Результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банков для анализа и принятия управленческих решений, их используют при проведении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы данного банка по отношению к другим банкам (региона, сопоставимой группы банков и т.д.). В мировой банковской практике в настоящее время существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов.

Вы здесь: Главная Экономика и Финансы Банковское дело Организация деятельность коммерческого банка. Часть 1