Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).

Особенности исторической судьбы России.

1. Россия получила христианство из Византии и, следовательно, это не латинский источник, а греческий. При этом Россия быстро перешла на свой язык (кириллица). Россия не получила античного наследства напрямую, а только через мистику. Русская философия развивалась как богословские рассуждения и была глубоко мистична.

2. Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль долго была связана с религиозной почвой…”

3. К XIX веку Российская культура перенимает основы рациональности с Запада. Основное воздействие Запада на Россию происходит в художественной культуре — литература и искусство; причем это быстро переделывается под русскую самобытность (например, балет пришел из Франции, но сильнее всего развился в России и всем известен “русский балет”, а не “французский”). Появляются формирователи науки — Ломоносов, Лобачевский. При этом сохраняются черты синкретичности (целостности).

Социокультурные предпосылки русской философии.

1. Европа приняла греческую рациональность из рук в руки. Они все рассматривают рационально. Россия не получила напрямую рациональности греков и не развила ее. Она ее получила только через мистику, т. е. через православие.

2. В Европе феодализм (бандит-дворянин). В России такого нет.

3. В Европе две власти — духовная и светская. В России церковь является олицетворением свободы, а сильное государство — цензура и диктат. Духовность заменяется православием.

4. Почти во все времена не было в России духовного руководителя, а была русская духовность.

4. Самостоятельность человека не получила должной правовой основы (право заменяет мораль) и, следовательно, получается некоторая общинность.

5. Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение русской ментальности.

Характерные черты русской философии.

1. Русская философия глубоко мистична.

2. В европейской философии есть разделение на онтологию, гносеологию, логику. В русской — нет.

3. В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом встает проблема действования, проблема обществования, а не проблема личности (как на Западе). На первый план выдвигается проблема веры и действования.

4. В русском антропоцентризме теория и практика неразделимы. Например, в слове “правда” подразумевается “истина” или/и “добро”. “Правда сливает воедино истину и справедливость. Русские философы ищут целостность движения человеческого духа.

5. Каждая философия выдвигает теорию познания, т.е. как человек может познавать мир. При рациональном подходе (Кант) — сначала знать, а потом верить. Для России все наоборот — сначала верить, затем поступать, а затем и знать. Россия никогда не выдвигает на первый план познание. Более всего интересует целостность подхода.

6. В русской философии всегда присутствует дух свободы.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900)

С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего.

Всеединство сущего — основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.

Реальный мир — воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.

Бог — олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи.

София — мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром.

Человек — центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.

Богочеловек — Бог вместе с человеком.

Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.

Христианство — открывает идеалы совершенного добра.

Право — не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.

Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.

Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:

1. Стыд — биологическое начало в человеке;

2. Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или милосердие).

3. Бог — абсолютное начало (благоговение);

Теория познания

Познание мира — познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным знанием, включающим в себя:

1. Рациональное (философское) знание.

2. Эмпирическое (научное) знание.

Основа цельного знания — мистическое знание, включающее в себя:

1. Вера в безусловное существование предмета познания.

2. Интуиция — дает истинную идею предмета.

3. Творчество — реализация истинной идеи в данных опыта.

Свободная теократия

Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.

В конце жизни разуверился в возможности свободная теократия и пришел к идее катастрофического конца истории.

Бердяев

С начала 20-ого века один из главных идеологов богоискательства. Цель общественного развития — осуществление идеалов правильно понимаемого нового христианства. Религиозные идеалы (вечная жизнь и др.) могут быть осуществлены на земле.

Главная проблема: смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение может быть только антропоцентрическим — философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. “Объективной реальности не существует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир. Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность.”

Два главных принципа

1. Принцип объективации

2. Примат свободы над бытием. Бытие вторично. Это есть уже необходимость, объект. Человек осознает неподлинность эмпирического мира.

Объективация — трансформация духа в бытие, вечности — во временное, субъекта — в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Соответствует грехопадению, отлучению от Бога.

Осмысленное существование — это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).

Свобода. Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.

Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Бог во мне, и, если я умираю, умирает и Бог.

Зло содержится в добытийственном хаосе. Бог за него не ответственен.

Творчество — также происходит из свободы и является его реализацией. Противоборство зла и творчества составляет сущность новой эпохи.

Человек — дитя Божие, цельное его подобие, но и дитя свободы, над которой бессилен Бог. Личность первичнее бытия. Бытие — несвобода, дух — свобода.

Необходимость — сущность материи. В ней — природное зло. Слепой механический мир необходимости порабощает и губит человека.

Назначение истории — реализация божественного в человеке, создание богочеловечества.

Богочеловечество — социальная организация людей на религиозной основе.

Три этики

1. Этика закона

2. Этика искупления

3. Этика творчества

Вы здесь: Главная Философия Текстовые лекции Лекции по философии для сдачи кандидатского минимума