Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

1. Высокий уровень развития городов.

2. Рост экономики Италии.

3. Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) — высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini d´affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо — 400.000). Социальный состав итальянского города — popolo grasso, gente nuova, плебс.

4. Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв. Появляется новый тип человека — хозяина жизни.

В моральной канцоне «О достоинстве», написанной купцом, деятелем флорентийской коммуны и хронистом Дино Компаньи, современником и сподвижником Данте представлен кодекс сословной чести феодального общества. Компаньи воспевает Достоинство. Достоинство — основополагающее понятие в средневековой морали выступает в канцоне как идеальная норма поведения человека любого социального статуса. Честь сопутствует добродетели, она чужда праздности и пороку. В его понимании достоинство — плод личной доблести каждого человека. И главное в ней — совершенное служение профессиональному (сословно-корпоративному) долгу. Не только император или король, барон или рыцарь могут заслужить честь, но и юрист и медик, купец и ремесленник способны добиться признания в глазах общества, когда они честны и совершены каждый в своем деле. У Компаньи «кодекс чести» купца состоит: а. вести дела честно; б. использовать удобные случаи для приобретения дополнительных доходов, но соблюдать при этом осторожность и осмотрительность (торговый баланс должен быть всегда положительным); в. вежливо обращаться со всеми, аккуратно вести счета. «Кодекс чести» завершает категорическое запрещение получать какую-то бы то ни было ростовщическую прибыль. Поэтом, аккуратное и честное (без греха стяжательства) накопительство в сочетании со щедрой данью религии — такова квинтэссенция практической морали купечества, призванной обеспечить ему общественное уважение и признание. Здесь содержится также и косвенный отклик на компромисс, к которому пришла католическая церковь в доктрине о торговой прибыли, сменившей ее позицию в раннее средневековье, когда она осуждала всякую прибыль, не имеющую источником производительный труд, а купцов наряду с ростовщиками третировали как представителей «позорного ремесла». Принцип «справедливой и законной цены», основополагающий в экономической доктрине католицизма был единственным условием оправдания торговой деятельности. Существенную поправку внес Аквинат, допускавший «законность» торговой прибыли, но в необходимых разумных пределах. Получила частичную реабилитацию и сама купеческая деятельность, она полезна, так как благодаря торговле связываются части общества и необходимый товар доставляется туда, где его нет. Но в учении Фомы оставалось общее осуждение прибыли как неизбежно влекущей за собой грех стяжательства. Была сделана уступка: «незаконная прибыль» не считалась греховной, если употреблялась на благо церкви.

В этом отношении интересна купеческая литература — «Записки» (Ricordi), семейные хроники. Например, хроника флорентийского купца Джованни да Паголо Морелли, потомственного члена цеха Лана. В 1441 г. был гонфалоньером справедливости, оставил воспоминания. Его отец Паголо Морелли оставил ему 20.000 флоринов, начав с 500, и советы своим детям — совершать честные сделки, проявлять осторожность в накопительстве, обособленность в предпринимательстве, бережливость, умеренность торговых операций и т.д. Кроме того, он учил своих потомков, что если налоги столь велики, что могут его разорить, то их не нужно платить, считая, допустимым во имя этой «благой цели» любой обман по отношению к коммуне (но боже упаси, прибегать ко лжи в любом другом случае). Что касается политических настроений основной массы «жирного народа», то их характеризует враждебное отношение не только к «тощему народу» («Не посещай бедных, так как тебе нечего от них ждать», гласит заповедь в руководстве по торговому делу анонимного флорентийца XIV в.), но и к олигархии. Морелли осуждает «партийные распри» — «стой в середине и води дружбу со всеми, ориентируйся на ту партию, что сильнее и к какой больше доверия, на ту, что состоит по преимуществу из «людей благородных» и гвельфов».

Итальянским купцам эпохи возрождения были известны (судя по составу их библиотек и сведениям о судьбе ряда рукописных книг XIV-XV вв.) многие античные авторы, городская литература, сочинения гуманистов (Декамерон, «О семье» Альберти). Образование итальянского купца, разбирающегося в счетном деле, кредитных операциях, обладающего знаниями из географии, истории, медицины, юриспруденции, знакомого с началами философии и начитанного в литературе, владевшего иностранными языками, носило подчеркнуто светский характер. («Изучай Вергилия, Боэция, Сенеку или других авторов, которых читают в школе. Из этого воспоследует большая сила твоего разума: размышляя над поучениями авторов, ты узнаешь, как нужно поступать в настоящей жизни. В зрелом возрасте твой разум насладится мудростью и сладость знания доставит тебе столько приятного и утешительного, как ничто другое: ты не получишь ни от богатства, ни от детей, ни от службы. Столько, сколько даст тебе наука и сознание того, что ты человек, а не животное» — пишет Морелли). Базой его было городская начальная и средняя школа, конторы торговых компаний. В богатых купеческих домах практиковалось чтение лекций известными учеными и гуманистами. Общая светская направленность профессиональных и духовных интересов не исключала обязательный круг христианских сочинений и знакомства с богословием (с проповедями Бернардино да Сиена, Савонаролы, с «Суммой теологии» флорентийского архиепископа Антонино, «Светильником ночи» доминиканца Джованни Доминичи). Зарождение предпосылок гуманистического мировоззрения связывается с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы XII-XIII вв. Городские нецерковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития и неудовлетворенность ортодоксальным церковным учением как всеобъемлющей системой взглядов. Более тесные связи с Востоком открыли доступ в Европу переводам античных и арабских авторов, особенно ярко это стало проявляться в XII-XIII вв.

«Именно в это бурное, полное борьбы и потрясений время формируется новый тип человека — хозяина жизни. Это — вышедший победителем из разных фаз ожесточенных классовых схваток, зажиточный, энергичный, гордый своими успехами и уверенный в своих силах горожанин. Он не укротим в своей жажде наживы, он не знает предела своим страстям и стремлениям, и не хочет ограничивать себя ничем и в то же время расчетлив, он глубоко и во всем индивидуален и в противоположность, если не своему отцу, то, во всяком случае, своему деду, не только не считает даже худшие из своих индивидуальных черт и особенностей недостатками, осужденными богом и священным писанием, но, наоборот, гордится ими и выставляет их напоказ. Таким его рисуют многочисленные и яркие мемуары, своеобразно сочетающиеся с элементами бухгалтерской книги, которых так много появляется в итальянском треченто. Так создается новая идеологическая система, в центр своих интересов ставящая реального индивида и потому получившая название «гуманизм». (Брагина Л.М. Ранний итальянский гуманизм…).

На рубеже XIII-XIV вв. в Италии вместо литературного языка средневековья — латинского — стал постепенно завоевывать свое место в литературе народный язык. На тосканском диалекте писал свои стихи болонский юрист Гвидо Гвиницелли (1230-1276). Его канцона «Любовь гнездится в сердце благородном» явно подчеркивала уже ту мысль, что благородство человека заключается не в его происхождении, а в его личном достоинстве. Стихотворное мастерство Гвиницелли получило дальнейшее развитие не в «ученой» Болонье, а во Флоренции. Это направление получило название «dolce stil nuovo». К нему примкнули Гвидо Кавальканти, Чино до Пистойя, Данте Алигиери (1265-1321). Значение Данте огромно в культуре. В раннем произведении «Новая жизнь» (1232-1235), написанном на итальянском языке, и представляющем собой цикл стихотворений, Данте рассказывает о своей любви к Беатриче, начиная с первой встречи, когда ему было 9 лет, и до смерти возлюбленной, когда ей исполнилось 18 лет. В неоконченном произведении «Пир» Данте задумал изложить всю схоластическую ученость. Во введении Данте оправдывает применение итальянского языка — «ячменного хлеба» — для столь «высокой темы», тогда как обычно считали, что ей подобает латынь — «пшеничный хлеб». К вопросу о народном языке Данте обращается в специальном трактате «О народной речи» (на латыни), так как предназначался для ученых. Данте указывает три новых литературных языка — старофранцузский, провансальский, итальянский. Самое грандиозное творение Данте «Комедия» (La divina comedia), где соприкоснулись старый и новый мир. Старое — путешествие по загробному миру и символика чисел (3 части, каждая из 33 песен). Старым было стремление Данте вложить в каждый образ 4 смысла — (по Аквинату) буквальный, аллегорический, моральный (указывающий на земную жизнь) и анагогический (указывающий на загробную жизнь). Новое — провожатый по Аду и по Чистилищу — Вергилий; и праведники и грешники располагаются в загробном мире сообразно собственному представлению Данте о справедливости, политических симпатиях; литературный портрет; описание пейзажа; самое главное — написано от первого лица. Ф. Энгельс о Данте — «колоссальная фигура», «последний поэт средневековья и первый поэт нового времени». Биография Данте отражает время, в котором он жил. Отпрыск старой и благородной флорентийской семьи, член цеха врачей и аптекарей, в юности Данте входил в кружок «dolce stil nuovo», общался с политиком и гуманистом Брунетто Латини. Служил Республике, сражался, был дипломатом, в 1300 г. был одним из приоров партии «белых». В 1302 г. к власти пришли «черные», и Данте был осужден на изгнание и затем заочно и на смерть. Начались его скитания по разным итальянским городам, посетил Париж. В последние годы своей жизни жил в Равенне, при дворе Гвидо да Новело Полента, выполняя дипломатические поручения, в 1321 г. посетил с дип. миссией Венецию, на обратном пути заразился инфекционным заболеванием и умер. Похоронен был в Равенне.

Первым из гуманистов был Франческо Петрарка (1304-1374). Родился 20.07.1304 г. в семье Пьетро ди Паренцо ди Гардзо, по прозванию Петракко, и Элетты Каничидани. Пьетро был флорентийцем, нотариусом, политиком, приором, «белым» гвельфом. В 1302 г. был изгнан, его имущество конфисковано. Петрарка родился вне Флоренции, в Ареццо. Вскоре Петрарка оказался вне Италии, хотя часто бывал на родине. (в 1307 г. — Пиза, 1312 г. — Авиньон). В 1316-1320 гг. в Монпелье, где изучал право, в 1320 г. отец посылает Франческо в Болонью. (в 1318 г. умирает мать, в 1326 г. — умирает отец) Франческо возвращается в Авиньон и бросает занятия юриспруденцией. 6.04.1327 г. в церкви св. Клары он встречает молодую женщину Лауру. Боккаччо предполагает, что, скорее всего, это не конкретное лицо, а символ лаврового венка (Лаура умерла в 1348 г. от чумы), поступил на службу к семье Колонна, стал капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. Авиньонский период (1327-1337 гг.) был плодотворным для поэта. Именно в это время он начинает усиленно изучать и разыскивать античных классиков, подготавливает к изданию «Декады» Тита Ливия, в 1333 г. посещает Париж Фландрию, Брабант, Германию (в Льеже он находит 2 речи Цицерона). В 1336 г. совершает восхождение на Мон Венту (гора в окрестности Авиньона) и в этом году он впервые побывал в Риме по приглашению Колонна. В 1341 г. сенатор Орсо дельи Орсини увенчал его лаврами на Капитолии. В 1343-1345 гг. жил в Парме, осада города войсками маркиза Феррары и архиепископа Милана породила самую известную канцону «Моя Италия», и в феврале 1345 г. бежит в Воклюз, где приветствовал события в Риме (Кола ди Риенцо). Посетил Рим в 1350 г., Верону, Мантую, Ареццо. Боккаччо хочет, чтобы Петрарка стал работать во флорентийском университете, но Петрарка ответил отказом. Хотя позже в городе на Арно он побывал. С 1351-1353 гг. снова живет в Воклюзе, в 1353 г. прибывает в Италию, где живет дл конца своей жизни. (Милан (1353-1361 гг.), служит Висконти, Падуя, Венеция (1361-1368 гг.), в 1369-1374 гг. — Арква (10 миль от Падуи) у правителя города Франческо Каррара). Франческо Петрарка о себе «Я был одарен умом скорее ровным, чем острым, способным на изучение всякого благого и спасительного знания, но преимущественно склонным к нравственной философии и поэзии». Главное, что Петрарка сумел сделать, поставить по-новому почти все мировоззренческие вопросы, поставив впервые проблему — новую задачу — познания человека. Петрарка отстаивает самостоятельность знания и высокий смысл земного существования человека, отвергает религиозный страх перед смертью, отказавшись признавать жизнь сплошным приготовлением к ней. Петрарка поднял вопрос о том, что есть достоинство человека, отвергая аскетичность и сословное неравноправие. Он реабилитирует «потомков Адама», отбросив средневековые представления об их вековой порочности и жалком ничтожестве. Именно он открывает тему достоинства в гуманистической литературе, развивая аргументацию в пользу превосходства духовной и физической природы человека, силы его воли, разума, потребности, возможности бесконечного совершенствования. Позже эти идеи будут развиты Манетти и Пико делла Мирандола. Гуманистический вывод из тезиса о достоинстве — индивидуализм — делает Петрарка. Причем каждый сам должен добиться совершенства, благородства, доблести … «старайся сам совершенствоваться». Мерилом значимости личности, по Петрарке, становится слава (прижизненная).

Другом Петрарки и его младшим современником был Джованни Боккаччо (1313-1375). Принадлежал к купеческой флорентийской фамилии. В молодости жил в Неаполе, родился в Париже. Отец — богатый флорентийский пополан — Боккаччо ди Челлино, мать — француженка. Детство прошло во Флоренции, в доме отца и мачехи. Учился в Неаполе. Но его отец, работавший под эгидой Барди, настаивал на том, чтобы Джованни изучал торговое дело в Неаполе. Затем учился в Неаполитанском университете, изучал право, но его больше привлекали занятия литературой. Здесь он изучает произведения классиков. Двор короля Неаполя Роберта славился своей свободой нравов, культурностью, увлечением искусством, литературой. Неудивительно, что весной 1336 г. в одной из церквей Неаполя Боккаччо встретил Марию д´Аквино, знатную придворную даму, как утверждали, незаконную дочь короля Роберта, и влюбился в нее. Несколько месяцев длился роман, конец которому положила сама дама. Но именно эти месяцы превратили Боккаччо в крупного писателя. В своих произведениях свою возлюбленную он выводит под именем Фьяметты. Потом появляются — «Филострато», «Фьезоланские нимфы», «Нимфы и Амур», и после чумы 1348 г. «Декамерон». В 1350 г. Боккаччо встречает Петрарку, подпадает под его влияние, и перестает писать на итальянском языке, переходя на латынь. Только одно произведение на итальянском относится к этому периоду «Кордаччо» («Глупый ворон»), это опровержение «Декамерона». Остальные произведения Боккаччо опровергают «Декамерон» другим путем; это ученые работы, посвященные вопросам истории, географии. Например, трактат по античной мифологии «О генеалогии языческих богов», «Книга о горах, лесах, озерах, реках, болотах и о названиях моря», «О судьбах знаменитых мужей», «О славных женщинах». Только одно из своих ранних увлечений сохранит Боккаччо до самой смерти — преклонение перед Данте. Уже с начала 50-х гг. XIV в. Боккаччо становится одним из влиятельных граждан Флоренции, выполняет дипломатические поручения. Последние годы своей жизни Боккаччо проводит во Флоренции, продолжая античные штудии и занимаясь изучением «Божественной комедии», для публичных лекций о которой в одной из церквей города он был приглашен коммуной. Так появились биографии Данте (Tratello in laude di Dante) и незаконченный комментарий к «Комедии» (Commento a Dante).

Во Флоренции создается первый гуманистический кружок, и Флоренция становится первым центром, откуда гуманизм как новая идеология распространяется в другие города Италии и другие страны. Крупным и влиятельным членом этого кружка был Колуччо ди Салутати (1331-1406), светское лицо, жил на заработки литературой. Сначала папский секретарь, с 1375 г. — канцлер (секретарь) Флорентийской республики и до 1406 г. Функции канцлера состояли в том, что он должен был составлять на латыни гос. акты коммуны, вести ее международную переписку и выступать с речами (выступать хорошо). Этим качествам вполне соответствовал Колуччо Салутати, первый канцлер-гуманист. Юношей состоял в переписке с Петраркой, современники его называли «обезьяной Цицерона» (scimmia di Cicerone). В толковании humanitatis заключена сущность гуманистической программы Салутати. Меняют смысл схоластические науки. Филология открывает смысл поэтических аллегорий и ведет к постижению истины, заключенной в языческой поэзии и в священном писании (Библия — самая сложная из всех аллегорий). Риторика должна стать проводником мудрости, служительницей философии, но и последняя не может быть до конца понята вне красноречия (красивой, четкой и убедительно высказанной мысли). По Салутати — «философия — королева всех наук», риторика — величайшее из искусств. Идеал Салутати — полнота знания в сочетании с красотой и силой речи. Этот идеал воплощался в речах самого канцлера. Современники приписывали немало дипломатических побед Флоренции красноречию их канцлера. Так, в более позднее время говорили, что «когда на Флоренцию двигалось наемное войско Альфонса Арагонского под командованием тирана Римини Сиджимондо Малатеста, сеньория выслала ему навстречу для переговоров Джаноццо Манетти. Гуманист и кондотьер беседовали о новых рукописях, попавших в библиотеку Козимо, и о других ученых материях. Придя в восторг от беседы, Малатеста раздумал воевать с Медичи и повернул войска. Правда, разгневанный неаполитанский король объяснил предательство Малатесты тем, что ему не было целиком выплачено условленное вознаграждение».

В 1381 г. появилось сочинение Салутати «О жизни в миру и монашестве» (De saeculo et Religione) — где подчеркивается греховность земной юдоли человека. Поскольку мир, каков он есть, — мир соблазна и греха — дан в удел земному существованию людей, нельзя лишь отстраняться от него, но следует познавать этот мир и бороться со злом, руководствуясь знанием, истиной. Призыв Салутати, как считает Л.М. Брагина, к активной борьбе с мирским злом, идущий вразрез с мирскими традициями христианской этики, имеет глубокое теоретическое обоснование в гуманистическом решении проблемы свободы воли. Бог движет волей человека, но это не мешает свободе действий, имеющих добрую цель. Эта же мысль стала центральной идеей произведения Салутати «О роке, судьбе и случайности» (De fato, fortuna et casu) (90-е гг. XIV в.). Воля свободна изначально, и ничто не должно ограничивать ее свободу. Смысл свободы — в волевой активности людей, устремленной к добру и созиданию. Воля — главное оружие в борьбе с дьяволом. Салутати считает свободу необходимым условием проявлением воли человека. Бог выступает не как главный творец блага на земле, а лишь как «гарантия» создания блага усилиями самих людей. Только устремленность каждого к добрым делам позволяет прийти к подлинному сообществу. Таким образом, создаваемое людьми блага есть общественное благо, и его закрепляют справедливые законы. Восхождение к идеалу — формирование нового человека, немыслимо без рациональной деятельности, без сочетания doctrina и virtus, без активного воплощения в жизнь теории. В гуманистическом движении конца XIV-XV вв. можно говорить (хотя и не безусловно) говорить о существовании своеобразной школы Салутати, относя к ней Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Пьетро Паоло Верджерио, Николо Николи.

Вы здесь: Главная История История средних веков Гуманизм Италии XIV–XV вв.