Формирование абсолютной монархии во Франции началось в середине XV в. Понятие «абсолютизм» восходит (см. Копосов Н.Е. Абсолютная монархия во Франции // ВИ. 1989. № 1. С. 42-57) к положению римского права о том, что «государь не связан законами». Под влиянием этой этимологии историки и юристы XIX- начала XX вв. создали модель абсолютизма как неограниченной монархии, в которой государю принадлежит вся полнота публичной и в первую очередь законодательной власти. По мнению историков XIX-XX вв. при абсолютизме государству принадлежит монополия на публичную власть, личность государя отождествляется с государством, а неограниченность власти монарха обосновывается происхождением ее непосредственно от бога. Два элемента были присущи доктрине абсолютизма: 1. право монарха на неограниченную власть; 2. его обязанность охранять права и привилегии подданных. Доктрина французского абсолютизма была сформулирована юристами XVI-XVII вв. Ж.Боденом и К. Лебре. По их мнению, существует суверенитет французских королей, который заключается в том, что у французских королей есть исключительное право издавать законы, объявлять войну и заключать мир, набирать войска, назначать чиновников, взимать налоги, вершит суд, присваивать дворянские звания простолюдинам, легитимизировать незаконнорожденных, назначать на церковные бенефиции, надзирать за дисциплиной клира и т.д., но все это сопровождалось оговорками. Королю предлагалось строго соблюдать установленные процедуры издания законов и введения налогов (что предполагало контроль со стороны регистрировавших королевские указы верховных судов), как можно реже вмешиваться в традиционную компетенцию судебных органов проявлять умеренность в назначении и смещении чиновников. Правда, за королями всегда признавалось право настоять на своей воле и нарушить закон, однако это рассматривалось в качестве исключительной меры, допустимой только при чрезвычайных обстоятельствах. В этом и состояла теория т.н. гос.интереса, с оформлением которой при Ришелье доктрина абсолютизма приняла в целом законченный вид.

Таким образом, глава государства — король. Власть он осуществляет посредством королевского совета. Все советники назначались королем; с конца XVI в. в совете утверждается почти монопольное господство высшего гражданского чиновничества (робенов). Совет работал в тесном взаимодействии с руководителями основных ведомств, в XVII в. они назывались министрами — канцлером, сюринтендантом (с 1665 г. — генеральный контролер) финансов и статс-секретарями. Посты коннетабля и адмирала Франции были упразднены в 1627 г. т и 1628 гг., министры имели свои бюро, где служили накануне революции 670 клерков. Для реализации принятых решений в распоряжении короля имелось несколько типов учреждений — главным из которых был институт губернаторов и чиновные корпорации. Институт губернаторов сложился в начале XVI в. В крупные провинции обычно назначались представители высшей знати, а их замами — (генеральными наместниками) и губернаторами мелких областей. Городов, замков — дворяне более низких рангов, часто из числа клиентов «главных» губернаторов. Провинциальные губернаторы рассматривались как полномочные представители короля в своих областях и обладали (особенно в XVI в.) огромным престижем и широкой компетенцией, ядром которой являлась военная власть. Были у них и политические функции — обеспечение лояльности провинций королю. Чиновные корпорации — это судебные органы, ведавшие вместе с тем общей и частично финансовой администрацией, и собственно финансовые, имевшие некоторые судебные полномочия. Все они являлись коллегиальными органами, где дела обсуждались в соответствии с традиционной судебной процедурой и решались голосованием. Структура этого аппарата была сложной. Высшее звено составляли т.н. верховные суды, самым влиятельным был Парижский парламент. Они обладали правом регистрировать королевские указы, и, если находили их незаконными, представлять королю ремонстрации. Правда, личное присутствие короля (т.н. подушечное заседание) в парламенте делало регистрацию обязательной, но это еще не решало дела, ибо местное чиновничество, для которого авторитет парламента стоял очень высоко, мог саботировать указ, разосланный с пометкой о принудительной регистрации, а сам парламент мог и после «королевского заседания» продолжать обсуждать вопрос, возбуждая общественное мнение. Ниже верховных судов стояли бальяжи (на юге — сенешальства), которым подчинялась низшая юрисдикция превотства, сержантства и т.д. Финансовое управление было поручено финансовым бюро казначеев Франции и подчиненным этим бюро элю. Те и другие ведали разверсткой тальи, контролем за ее сбором в провинциальных и локальных масштабах. Должности продавались. Почти всеобщая продажа должностей была специфической чертой французского абсолютизма. С 1604 г. был введен специальный налог на продажу должностей полета, по имени чиновника Поле, предложившего это нововведение. Институт провинциальных интендантов восходит к появившемуся в середине XVI в. обычаю посылать в помощь губернаторам судейских и финансовых чиновников для участия в их советах и организации технической стороны управления. Интенданты назначались из чиновников верховных судов, но особенно часто из королевского совета. Чиновников было много. Так, в начале XVI в. во Франции было 15-16 млн. человек, 7.-8.000 чиновников; в 1665 г. — 18 млн. человек, 46.000 чиновников. Особое место в политической системе французского абсолютизма занимают финансы, которые Ришелье называл «нервами государства». Традиционный вид доходов — поступления с королевского домена, но с XIII в. они дополнялись «экстраординарными» феодальными «помочами», которые превратились в ординарные гос. налоги. Основы системы налогообложения оформились во Франции в XV в. — постоянный прямой налог (талья) и косвенные (габель, эд). В XVI в. дополнительным источником доходов стала продажа должностей и гос. рент; в XVII в. — займы у частных лиц, в конце XVII-начале XVIII вв. добавились 2 прямых налога — капитация и двадцатина. В сборе всех видов коронных доходов центральную роль играли финансисты. Этот слой сложился в течение XVI-начала XVII вв. на основе богатого купечества и банкиров. Финансисты занимали должности сборщиков податей, целые компании их брали на откуп косвенные налоги. В XVIII в. компания генеральных откупщиков состояла из приблизительно 30.000 человек. В начале XVI в. — Людовик XII собирал 3,5 млн. ливров в год, при Генрихе II — 13,5 млн. ливров; при Генрихе IV — 30 млн. ливров; в середине XVII в. — 30 млн. ливров; при Кольбере — в конце XVII-начале XVIII вв. — иногда 400 млн. ливров, но менее 200 млн. ливров; после краха Лоу — 180 млн., к 1789 г. — свыше 600 млн. ливров.

Армия — еще на исходе Столетней войны французские короли первыми в Европе обзавелись постоянной наемной армией — ордонансовыми ротами, главную силу которых составляли рыцари-жандармы. Некоторое военное значение сохраняло дворянское ополчение — бан и арьербан и отряды свободных стрелков (франтиреров), т.е. земельная милиция. Но они редко привлекались в действующую армию, где кроме ордонансовых рот служили наемники-швейцарцы. Ордонсовые роты сошли к началу религиозных войн, теперь армия = армии кондотьеров, дисциплина которой поддерживалась личной верностью генералов — королю, офицеров — генералам, солдат — офицерам. Только в середине XVII в. армия была реформирована, власть перешла в руки гражданских чиновников — статс-секретарей войны и армейских интендантов, которые осуществляли политический, административный, финансовый контроль за генералами и офицерством. Численность армии — в 1494 г. — 20.000, в 1574 г. — 40.000; к 1618 г. — 25.000; в начале XVIII в. свыше 200.000; к 1789 г. — 150.000 человек.

Главной формой соучастия подданных в управлении являлись сословные ассамблеи — генеральные, провинциальные, бальяжные, локальные штаты, а также ассамблеи отдельных сословий. Генеральные штаты собирались только в годы политических кризисов, они являлись чисто совещательным органом, функции которого состояли в том, чтобы выработать и вручить королю сводный наказ. Король отвечал штатам в самой общей форме, и хотя реально многие правительственные мероприятия были подсказаны штатами, король проводил их своей властью. Главными в системе сословного представительства были провинциальные штаты. В первой половине XVII в. были ликвидированы штаты в традиционно сепаратистских провинциях таких, как Гиень, Нормандия, Дофинэ. До конца Старого порядка активно функционировали штаты Бургундии, Бретани, Лангедока, Прованса. Они вотировали налоги и обычно сами собирали их, что позволяло им отстаивать провинциальные привилегии.

Систему представительных органов дополняли генеральные ассамблеи клира, регулярно созывавшиеся с 1561 г. Они вотировали «добровольный дар» королю, отстаивали общесословные интересы духовенства, имели постоянных генеральных агентов при короле. Отношения государства и церкви при Старом порядке развивались в системе галликанизма, решающем этапом были XV-XVI вв. В ее основе лежало подчинение национальной церкви политическому и отчасти административному контролю монархии при сохранении клиром сословно-политической организации и весьма многообразных и эффективных каналов влияния на правительство. Теоретической основой отношений церкви и государства во Франции была концепция сакральной природы королевской власти: миропомазание делало короля священной персоной, стоявшей между клиром и миром, что давало ему в качестве «старшего сына церкви». Особые права в отношениях вместе с тем налагали на него и особые обязательства. По Болонскому конкордату 1516 г. французские короли получили право назначать кандидатов на вакантные бенефиции, что поставило епископат в зависимость от правительства.

Элементом политической системы Старого порядка являлись политические партии, они же в раннеабсолютистской Франции аристократическая клиентела вокруг какого-то политического деятеля, часто принца крови — Конде, Гизы, Шатильоны. Классический пример — фронда. В годы самостоятельного правления короля-Солнца аристократические партии выродились в придворные группировки. На смену аристократическим партиям пришли финансово-бюрократические группировки. Основой такой партии был родственный клан, создавший широкую клиентелу при дворе и в аппарате и стремившийся воздействовать на короля через королевский совет и придворные связи.

Сущность французского абсолютизма состояла в том, что это было общество и государство Старого порядка, относившееся к переходному периоду от феодализма к капиталистическому типу.

Наиболее сложен вопрос о причинах возникновения абсолютной монархии. В порядке гипотезы Н.Е Копосов выделяет (С. 55) следующие — долговременный рост государства, совершенствование хоз. форм и методов управления экономикой, формирования нового типа личности. Среди частных причин важную роль сыграли внешние войны, которые с XIV-XV вв. стимулировали усилия гос. власти. Сказывалось и укрепление внутриэкономических связей, но национальный рынок во Франции не сложился. Политическая централизация явно опережала экономическую. Еще одной частной причиной становления абсолютизма — изменения в социальном положении носителей политической власти эпохи сословно-представительной монархии: т.е. церкви, дворянства, городов. Уже в XIV-XV вв. вассально-ленные связи стали утрачивать свое значение, а в XVI в. стали формальностью. Одной из причин этого явились достигнутое к XIV в. (и вновь к XVI в.) относительное аграрное перенаселение Франции и исчерпание фонда свободных земель. Были созданы условия для службы за жалованье. Становление абсолютизма было вызвано и внутренним разложением городского сословия. В составе относительно гомогенного в XIV-XV вв. патрициата имелись 3 фракции — королевское чиновничество, люди свободных профессий, богатое купечество. В XVI в. чиновничество отрывалось от двух остальных фракций городской элиты.

Таким образом, абсолютная монархия во Франции была этапом долговременного процесса роста государства, проявлявшегося в постепенном упрочении публично-правового характера гос. власти, отчуждении государства от общества, развитии политической централизации, укреплении и совершенствовании аппарата управления, расширения воздействия государства на жизнь общества ит.п. Уже переставшее быть феодальным и средневековым государство не превратилось в буржуазное и «новое» — как в социально-экономическом, так и в культурно-историческом смысле.

В 20-е гг. в XVI в. во Франции начали распространяться реформационные идеи. В идейной подготовке реформации важную роль сыграло гуманистическое движение, центром которого с 1530 г. стала Коллегия королевских лекторов (College de France) в Париже. Под их влиянием во Франции задолго до реформации распространились идеи реформы церкви. Магистр свободных искусств Лефевр д΄Этапль (1450/1455 — 1536/1537) сторонник очищения церкви еще в 1512 г. сформулировал 2 основополагающих принципа будущей реформации — оправдание верой и понимание священного писания как единственного источника религиозной истины. Французское реформационное движение делится на 3 периода: 1. 20-30-е гг. XVI в. — умеренное распространение лютеранства (в городах). В 1521 г. был осужден Лефевр д΄ Этапль и его единомышленники. Французский король был веротерпим; 2. 1534-1559 гг. — выступлениями сторонников новой веры, ростом числа еретиков, расширением социальной базы реформации за счет низшего духовенства. В 1534 г. афиши, составленные протестантами были расклеены в королевском дворце, веротерпимость Франциска I кончилась. В 1535 г. было сожжено 35 еретиков (Этьен Доле) и около 300 было заключено в тюрьму. В 1536 г. вышло первое издание Кальвина «Наставление в христианской вере» (посвященное Франциску I), и кальвинизм стал вытеснять лютеранство. В 1547 г. Генрих II учредил «Огненную палату» для суда над еретиками, преследовалось черное духовенство и ремесленники. В 1559 г. в Париже собрался первый синод кальвинистских церквей Франции, к этому времени в стране было 12 кальвинистских общин в Париже, Орлеане, Руане и др.

3 период с 1560 г. по 1598 гг. — гражданские, религиозные, гугенотские войны. (1562-1598 гг. 8 войн — 1562-1563 гг.; 1567-1568 гг.; 1568-1570 гг.; 1572-1573 гг.; 1574-1576 гг.; 1577 г.; 1580 г.; 1585-1598 гг.) были непродолжительными, с периодами умиротворений, когда наступала перегруппировка сил, заключались тайные сговоры, имели место открытые переходы из одного лагеря в другой; принимали участие иноземцы. Чаще всего испанцы, т.е. политическая картина — постоянное динамическое неравновесие. Лидеры — дворянство, духовенство, часть буржуазии, ремесленники, широкие народные массы — страдающая сторона. Реформационное движение было неоднородно, в нем было 2 направление — буржуазное и дворянское.

Особенности социально-политического развития Франции обусловили распространение кальвинизма в южных и юго-западных городах страны. Хотя сторонники нового учения были и в других городах страны. Но в Лангедоке было сосредоточено 2/3 протестантов Франции, города Ларошель, Бордо, Монтобан, Тулуза, Монпелье, Ним — стали центрами протестантов. В северных, западных, центральных провинциях Франции причиной распространения реформации была налоговая политика государства.

Что касается крестьянства, то оно в основном осталось католическим. Ядром антиабсолютистской оппозиции стала часть феодальной аристократии при дворе и в провинции — опора — рядовое дворянство, еще сохранившее зависимость от аристократии. В 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов часть дворянства высказалась за право сеньора на выбор религии для себя и своих подданных.

Кальвинистский лагерь дворянства локализовался в юго-западных и южных областях Франции, за счет секуляризации церковных владений надеялись поправить свое положение. Их называли гугеноты от швейцарского «eidguenots» (товарищ), вожди — Бурбоны, старший Антуан Бурбон, младший Людовик Конде. Им противостояло католическое дворянство, локализовалось в северо-восточных и центральных провинциях, где находился домен короля, они входили в королевский совет и занимали церковные должности, эта часть дворянства не была заинтересована в проведении секуляризации, но в то же время ей не нравилась опека короля. Вожди — Гизы — Франсуа, главнокомандующий армией, его брат кардинал Лотарингский Карл. Между католиками и гугенотами не было пропасти, часто переходили из лагеря в лагерь, меняя свои конфессиональные убеждения.

Интересы дворян-гугенотов нашли отражение в памфлетах т.н. монархомахов (тираноборцев), где говорилось о праве подданных на свержение и даже убийство монархов, забывших свой долг и превратившихся в тиранов, политическим идеалом являлась ограниченная монархия. Но были и убежденные кальвинисты — адмирал Гаспар де Колиньи, военачальник Франсуа де Ла Ну, Агриппа д΄Обинье. В религиозных войнах участвовали все слои населения.

Начало относится к марту 1560 г., когда был раскрыт амбуазский заговор против короля Франциска II (1559-1560) и против влияния на него Гизов. Участниками заговора были — принц Конде, Антуан Бурбон, и другие собирались сместить короля, отстранить Гизов, и сменить династию Валуа, как вырождающуюся. Заговор был раскрыт, участники были наказаны, но главных зачинщиков от казни спасла смерть Франциска и они отделались ссылкой.

В 1560 г. на престол взошел Карл IX (ему было 11 лет, за него правила мать Екатерина Медичи), была сделана попытка примирить страну, использовав теорию веротерпимости и третьей партии канцлера Мишеля Лопиталя. Но борьба шла повсюду, было неспокойно на юге, в Бретани. В 1561 г. был составлен триумвират для охраны католической веры, в него вошли Франсуа Гиз, коннетабль Анн де Монморанси и маршал де Сент-Андре, первые сановники государств.

В 1562 г. после резни гугенотов, распевавших псалмы в риге, в местечке Васси, было положено начало религиозным войнам.