История цивилизаций (Часть 2)

Исторические личности:

Ардешир I - представитель династии Сасанидов, короновался в качестве шаханшаха, принял зороастризм и провозгласил его государственной религией.

Дарий I (522-484 гг. до н.э.) - выдающийся правитель империи Ахеменидов, проводивший реформы, направленные на максимальное укрепление центральной власти.

Кир II (558-530 гг. до н.э.) — создатель Персидской державы Ахеменидов.

Спитак Спитама — пророк из знатного рода Спитама, проповедник зороастризма.

Хосров I (531-579 гг.) - шаханшах, провел земельно-налоговые реформы, способствовавшие укреплению страны.

Ключевые даты:

550 г. до н.э. — Кир II покорил Мидию, соединил власть над обеими родственными ветвями древних иранцев: персов и мидийцев.

538 г. до н. э. — захват Вавилона Киром II.

525 г. до н.э. — Камбиз II покорил Египет.

331 г. до н.э. — Александр Македонский нанес сокрушительное поражение персам при Гавгемалах, империя Ахеменидов перестала существовать.

226 г. - Ардешир I принял зороастризм и провозгласил его государственной религией.

III в. — распространение манихейского движения.

Конец V в. — движение маздакитов.

 

Основные понятия:

Авеста — собрание священных канонических текстов зороастризма; первоначально состояла из 21 книги, сохранились три — «Ясна», «Вендидат», «Висперед»; выступала в роли действующего права в странах Ближнего и Среднего Востока.

Ангхро-Манью (Ахриман) — в зороастризме глава всех злых духов (олицетворял мрак, смерть).

Ахуро-Мазда (Ахурамазда) — в зороастризме глава всех добрых сил (Ахуро — абсолют, бесконечное, Мазда — верховный разум).

Зороастризм — древнейшая из мировых религий откровения, была религией трех Иранских империй, существовавших почти непрерывно с VI в. до н.э. по VII в. н.э. и господствовавших на большей части Ближнего и Среднего Востока.

Има-человек — в зороастризме сын неба, прообраз Адама; изгнан из рая, чтобы построить царство счастья на земле.

Манихейство — еретическое учение, возникшее на основе зороастризма.

Сатрапия — провинция в древнем и раннесредневековом Иране, военно-административная единица, возглавлявшаяся сатрапом.

Хора — незатронутая эллинистическим влиянием основная часть ближневосточного мира.

Шаханшах — глава государства, «царь царей Эрана и не Эрана».

Источники:

Отрывок из Бехистунской надписи (522-486гг. до н.э.) (извлечение):

Я — Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь провинций, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид.

Говорит Дарий-царь: «Мой отец — Виштаспа, отец Виштаспы — Аршама, отец Аршамы — Ариарамна, отец Ариарамны — Чишпиш, отец Чишпиша — Ахемен. Поэтому мы называемся Ахеменидами… Искони наш род был царственным. Восемь из моего рода были до меня царями. Я — девятый… По воле Ахурамазды я — царь. Ахурамазда дал мне царство…»

Говорит Дарий царь: «Ахурамазда помог мне и другие боги, которые существуют, что я не был вероломным, лжецом или злодеем, ни я, ни род мой. Согласно справедливости поступал я. Я не делал зла ни слабому, ни сильному. Человека, который стремился моему дому (делать добро), я вознаграждал, а того, кто вредил, я наказывал строго… ты, который будешь впоследствии царем, не будь другом человеку, который будет лжецом и злодеем, наказывай его строго…

…если ты увидишь эту надпись и эти изображения и не разрушишь их, а будешь охранять по мере сил, пусть Ахурамазда будет тебе другом и пусть твой род будет многочисленным, да будешь, ты, долголетен и пусть Ахурамазда даст благой конец тому, что ты делаешь».

 

Отрывок из Гат (извлечение):

…Я хочу сказать о двух духах в начале бытия, из которых светлый сказал злому: «Не согласуются у нас ни мысли, ни ученье, ни воля, ни убежденья, ни слова, ни дела, ни наша вера, ни наши души».

«Оба изначальных духа явились, как пара близнецов, добрый и дурной — в мысли, в слове, в деле. И между ними благомыслящие сделали правильный выбор, не зломыслящие».

«И когда те да духа встретились вначале, они установили (с одной стороны) жизнь, (с другой стороны)- разрушение жизни…

«Из этих двух духов дух Друджа выбрал дело зла, Арту же выбрал святейший дух…

В будущей жизни каждого ждет воздаяние. Те, кто дружит с Арамати, будут в царстве Ахурамазды и Арты…

Пройдя через испытания в красном огне и расплавленном металле, друджевцы войдут в царство мрака, а артовцы — в царство света».

Вы здесь: Главная История История древнего мира История цивилизаций (Часть 2)