История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Миф как феномен культуры

Миф как феномен культуры

Как феномен культуры миф имеет ряд особенностей:

Синкретизм. Миф синтетичен. В нем соединяются нача­ла ритуалов, религий, философских систем, искусства. Самые раз­ные стороны жизни человека выросли из мифологического миро­воззрения и продуцируются им.

Символизм — подмена в пер­вобытном мышлении субъекта и объекта. Заменяя в мифе одни символы другими, мифологическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на дан­ном уровне знаний. Конкретные предметы — щит, сова, змея, перо, кольцо, зуб и т.д. — становятся символами других предметов и яв­лений.

Метафоризм. Сопоставление культурных и природных объек­тов. Например, в древнегреческой мифологии время — это бог Хронос, ночь — богиня Нюкта.

Генетизм. Объяснить устройство мира — значит рассказать о его происхождении. При таком подходе время резко разделено на сакральное (правремя) и профанное (эмпирическое) время. Правремя — время закладывания основ человеческого суще­ствования. Это линейное время. В правремени первопредки, де­миурги (творцы) и культурные герои создают мир и образцы соци­ального поведения. В нем появляются первопредметы: первый огонь, копье, музыкальные инструменты, а также трудовые навы­ки. Характерный признак мифологии — обращенность в про­шлое. Миф живет в своем, особенном времени — времени "первоначала", "первотворения", к которому неприложимы человеческие представления о течении времени

В отличие от правремени время циклическое (профанное) вос­производит в форме ритуалов то, что имеет начало в правремени. Подтверждением этой позиции можно считать календарные зем­ледельческие ритуалы, в игровой форме воспроизводящие особен­ности земледельческого цикла.

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

В мифе нет абстрактных понятий, в нем все очень конкретно, персонифицировано, одушевлено.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Таким образом, неспособность установить различие между ес­тественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность — эти и другие особенности первобытного мышления превратили мифологию в своеобразную символическую систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир и сам человек.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет