История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет — Древний Египет

Древний Египет

Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире (конец IV тыс. до н.э. — начало III тыс. до н.э.). Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством.

Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития, которые принято делить на следующие периоды:

1) Додинастический (IV тыс., 33 — 30 вв. до н.э.);

2) Древнее царство (ХХХ — ХХIII вв. до н.э.);

3) Среднее царство (ХХI — ХVIII вв. до н.э.);

4) Новое царство (ХVI — ХI вв. до н.э.);

5) Позднее время (ХI — 332 г. до н.э.).

Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.

Долгое время культура Египта развивалась изолированно от внешнего влияния. Сложившиеся в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Все интересы сосредоточивались внутри страны, где все определяла власть фараонов и мощное влияние религиозных культов.

Главная особенность Египта — жаркий климат. Жара, доходящая до сорока градусов, редкие дожди сделали бы его пустыней, если бы не ирригационная система регулирования воды, созданная и поддерживающаяся египтянами. Чтобы сохранять воду круглый год, они построили целую сеть каналов, воздвигли мощные плотины, сделали водохранилища, вдоль реки соорудили гидравлические приспособления для орошения полей, ежегодно очищали заплывшие илом каналы, чинили плотины. Такие грандиозные работы требовали знаний основ астрономии, межевания и строительства.

Огромная рабочая армия действовала строго по плану и под единым руководством жрецов, приобретших значительную власть над народом и впоследствии всегда занимавших прочное положение в обществе. Жрецы Египта считали, что общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности. Жрецы понимали, что необходима работа в едином созвучии, чтобы целостность системы состоялась. В связи с этим египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы — мыслью, народ — телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью, перед устроенным ею космическим порядком — божественным законом.

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Так, незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами: расположениями сцен и фигур, их размерами, каноническими позами и жестами. Более того, поскольку фараон считался живым богом и существовало поклонение громадному пантеону богов, искусство, как правило, имело религиозно-культовое значение. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием, а искусство пронизано идеей возвеличивания людей, причастных к власти.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология.

Основная форма идеологии египтян — религиозные представления, проникшие во все стороны жизни.

Огромное число египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно слож­ные философско-богословские, космогони­ческие и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмер­тия накладывает отпечаток на смысл жиз­ни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл исто­рии и на смысл творчества. Первоначаль­но идея бессмертия имела отношение лишь к царю, а затем перешла на всех. Вместе с заупокойным культом и магией верования египтян превратились в необычайно мощ­ную силу, через которую и осуществляли управление жрецы и фараоны.

Все духовные ценности формировались в храмах, а последние в свою очередь были не просто молельнями с идолами богов, а центрами духовной и политической жизни. Кроме того, храмы были развитыми хозяй­ственными единицами с большим количе­ством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его.

Множество божеств подчинено определенной иерархии. Верховный бог — Ра (солнце), с ним в различные времена отождествлялись разные божества (поклонение Атум-Ра в додинастический период (столица Гелиополь), почитании Амона в эпоху Среднего царства (столица Фивы), Атону во времена правления Аменхотепа IV (Эхнатона) (столица Ахетатон).

Положение храма опре­делялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране. Так, в XXI в. до н.э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В связи с этим увеличивает­ся роль фиванского бога — Амона (Амон значит «сокровенный»). И если в Раннем царстве столицей был Гелиополь с покло­нением богу Атум-Ра, то в эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, а с бо­гом Солнца отождествляется Амон. Он пре­вращается в общегосударственного бога и считается «царем богов», фараоны — род­ными и любимыми его сыновьями. До кон­ца истории Древнего Египта Амон стано­вится главенствующим в иерархии богов. Только Аменхотепу IV удалось на неболь­шой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это про­изошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши, переда­вали в их владение десятки тысяч рабов и огромные ценности. Культ Атона продолжался недолго. Фа­раон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего. Вся мифология связана с культа­ми Египта. В Древнем царстве почитали

Хотя центральным было солнцепоклонство, в то же время каждое поселение чтило свое божество (покровителя и защитника), которое представлялось в образе животных, растений, предметов, небесных светил (бог неба Гор — сокол, священный бык Апис (воплощение Птаха — бога творческой силы земли, единого творца), бог мудрости Тот — ибис, бог смерти Анубис — шакал, богиня войны и разрушения Сохмет — львица (или женщина с головой львицы), богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове) и т.д.).

Вторым по значению был культ Осириса, Исиды и Гора. Культ Осириса — умираю­щего и воскресающего бога — стал осно­вой заупокойного культа Египта. Осирис — властитель вечной жизни, бог воскресающей весенней природы. Исида — богиня плодородия, жизни, главная богиня египетского пантеона, сестра и жена Осириса. Славилась магическим искусством, обычно изображалась в человеческом облике. Позднее частью ее культа стало материнство.

Древние египтяне верили, что, кроме физического тела и души Ба, человек имеет еще жиз­ненную силу Ка (астральное тело) — при­зрачного двойника, вторую душу, второе «Я». После смерти человека Ка вселяется в физическую оболочку мертвого тела, и тогда душа успокаивается. Тело сохраня­лось путем бальзамирования, или создавался скульптурный двойник. Для тела возводилось жилище — гробница, и тело снабжалось всем необходимым. На стенах гробницы изображались сцены из земной жизни умершего.

В Египте было хорошо развито искус­ство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались раз­личными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мерт­вых. Они строились по разным берегам Нила.

В «Текстах саркофагов» и «Книге мерт­вых» Ба и Ка считались воплощениями жизненной силы всех людей при жизни и продолжающими существовать после смер­ти. Жрецы-иерофанты знали об этих двух ипостасях человеческой сущности несколь­ко больше. Они считали, что Ба и Ка — два энергетических потока, два начала — про­тивоположных и единых, различных и од­нородных одновременно. Ба и Ка являются двумя источниками жизненной энергии. Пока они взаимодействуют между собой, поддерживается процесс жизнедеятель­ности и человек существует. Слияние Ба и Ка, их взаимодействие и эволюция рожда­ет Ах. В ней есть триединство, являющееся основой жизни человека.

Ах считалась духовной силой и посред­ником между богом и людьми, или низшим божеством, способным трактовать посла­ния богов. Ах — это уже больше чем чело­век. Это человек со способностями в опре­деленные моменты прозревать будущее и предсказывать его («Ах » в переводе с древ­неегипетского значит «блаженный, про­светленный»).

В период Древнего царства обладание Ба и Ка приписывалось лишь фараонам и бо­гам. Это отражено в «Текстах пирамид». Бог Ра, к примеру, имел 14 Ка, фараон — 12 Ка.

Искусству в заупокойном культе отво­дилась первостепенная роль: оно обеспечи­вало продолжение жизни после смерти, а значит, и бессмертие. Поэтому и труд ху­дожников считался священнодействием. Ведущие архитекторы, скульпторы, живо­писцы были высокопоставленными лица­ми, они же были жрецами и всегда окру­жены почетом.

Проявление индивидуальной свободы творчества не допускалось, и искусство Древнего Египта оставалось каноническим на протяжении тысячелетий. Каноны со­храняли следование режиму «золотого се­чения», т. е. гармоническому пропорционированию. Искусство в любом его проявле­нии должно было учитывать божественное соотношение гармонического единства кос­мического и земного. Архитектура в первую очередь должна была подчиняться этому требованию.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: первобытное искусство, мифология и религия, Древний Египет