История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения

Греческий театр


1. Важное место в жизни древних греков занимал театр. Именно в нем можно было выразить свои чувства и эмоции, сопереживая происходящим на сцене событиям, таким же, как те, в каких они сами принимали участие в реальной жизни. Театр не только отражал их жизнь, богатую событиями, но и служил проявлением их интереса к политике.

Драматические представления в Греции были связаны с культом земледельческого бога Диониса, из обрядов которому они возникли.

Этот культ поражал воображение тогдашних греков. Участники культа сами представляли себя Дионисом, который имел еще другое имя — Вакха, и потому назывались вакханками и вакхантами. А так как Дионис был не чем иным, как обобщением творчески производительных процессов природы и общества, то он мыслился воплощенным в каждом живом существе, которое представлялось растерзанным и потом воскресающим, наподобие самого божества. Это, несомненно, способствовало зарождению и росту разного рода представлений о борьбе одной индивидуальности с другой, то есть зарождению и росту драматического понимания жизни.

Путь от культа Диониса к греческой классической трагедии как к произведению художественному был очень сложен и длинен, хотя пройден он был в Греции с неимоверной быстротой, как неимоверно быстро прошел и сам классический период греческой литературы.

Важное общественное значение приобретает театр. Представления устраивались только во время празднеств в честь Дионисия. На представлениях присутствовали все граждане, а сами представления проходили как состязания между поэтами, каждый из которых ставил 3 трагедии и одну сатировскую драму (комедию). Все участники получали награду, но только первая означала победу. С этого времени и в течение всего 5-4 в. до н.э. драма в двух ее жанровых разновидностях — трагедия и комедия становится ведущим родом словесности.

В VII — VI до н.э. после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе, поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни.

Костюмы: трагедия — старинные длинные одеяния, котурны — обувь с ходулеобразными подошвами; комедия, сатировская драма — приближены к обычным. Маски нарочито уродливые.

Песни в честь Диониса — «козлиные песни» — tragos. Рассказывались разные мифические истории о боге.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя — крепости, верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350–330 вв. до н.э сохранился в Эпидавре на Пелопонессе.

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: орхестры с алтарем Диониса посередине, театрона, который располагался в виде спускавшегося к орхестре амфитеатра, и скены. Орхестра — место действия хора, актеров, статистов. Зрительские места назывались театрон (от theasthai — смотреть). Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Скена (в переводе с древнегреческого «палатка») — пристройка, место для бутафории, реквизита и переодевания актеров, примыкала к орхестре с противоположной от театрона стороны. Одна из сторон этой пристройки, обращенная к зрителям, служила декорацией, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (параскениями). То, что происходило за сценой, показывалось с помощью особой машины, которая выдвигалась из здания скены — эккилемы.

Изобретение декораций традиция приписывает Софоклу: это были разрисованные доски, выдвигавшиеся из параскениев. Позднее появились проскении, пристройки к сцене на столбах, соединявшиеся с орхестрой деревянным мостиком (в переводе «место, с которого говорят»). Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. В греческом театре была и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов — вершителей судеб — и появление актеров из-под земли по т.н. Хароновой лестнице (Харон — перевозчик в страну мертвых), т.е. из подвала через люк в полу.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом начиналось собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с корифеем-запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, хора — сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли драматическим поэтами.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения