Лекция по античной литературе

2. Греческая мифология.

· Определение мифа и мифологи. Периодизация мифологии.

· Специфика архаической мифологии.

· Сюжеты, образы и циклы олимпийской мифологии.

· Мифология позднего героизма.

· Послеклассическая мифология (самоотрицание мифологии).

В греческом языке существует три слова для обозначения понятия «слово» — «эпос», «логос» и «мютос\миф». Эпос — слово произнесенное, речь, повествование. Логос — слово в научной, деловой речи, риторике. Мютос — слово-обобщение. То есть миф — это обобщение в слове чувственного восприятия жизни.

Не существует единого определения мифа, так как это очень емкое образование. Лосев и Тахо-Годи дают философское определение. Но есть и неверные определения. Миф — это не жанр, а форма мысли. На эту сторону мифа впервые обратил внимание Фридрих Вильгельм Шеллинг. Он говорит о том, что мифология является предпосылкой как греческого, так и мирового искусства.

У всех свой язык и своя мифология, значит, мифология связана со словом — такую мысль развивает Потебня. Мифологию нельзя придумать специально — ее создает народ на определенной стадии своего развития. Поэтому мифологические сюжеты и похожи, ведь они связаны с определенными этапами мировоззрения. Мифологию нельзя отменить декретом. Именно Шеллинг заговорил о новой мифологии — она постоянно меняется. Новое время мифологизирует на почве истории, политики, социальных событий.

В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность чувственно-конкретных и персонифицированных образов.

Очень долго мифология остается единственной формой общественного сознания. Потом появляется религия, искусство, политика, наука. Сущность греческой мифологии понятна только при учете особенностей первобытно-общинного строя греков. Греки воспринимали мир как одну большую родовую общину, сначала матриархальную, потом патриархальную. Поэтому у них и не возникает никаких моральных сомнений, когда они слышат миф о Гефесте — когда слабого ребенка скидывают со скалы.

Аллегория отличается от мифа тем, что в аллегории означаемое не равно означающему, а в мифе равно.

Миф не религия, потому что он появился до разделения веры и знания. Каждая религия устанавливает культ (дистанция между богом и человеком). Это не сказка, потому что сказка — это всегда сознательный вымысел, ее сочиняют, но не верят. Миф гораздо древнее. Сказка часто использует мифологическое мировосприятие. В сказке много волшебного, условное место действия, а в мифе все конкретно. Это не философия, так как философия всегда стремится объяснить, вывести определенную закономерность, а в мифе все воспринимается как непосредственная данность — запечатлеть, а не объяснить.

Периодизация:

1. Доклассическая (архаическая). (3 тысячелетие до нашей эры).

2. Классическая (олимпийская).

А) ранняя классика

Б) поздний героизм

(конец 3 тысячелетия — 2 тысячелетие).

3. послеклассический (самоотрицание) (конец 2 тысячелетия — начало 1 тысячелетия — 8 век до нашей эры).

Доклассическая эпоха. (Архаическая эпоха).

От слова «архес» — начало. Доолимпийская, дофессалийская эпоха (Фессалия — область в Древней Греции, где располагается Олимп). Хтоническая эпоха, от слова «хтонос» — земля, так как обожествлялась прежде всего земля — Гея. Так как во главе всего стояла мать-земля, то это матриархальная мифология. Поклонялись фитаморфным существам (растительным) и зооморфным (животным), а не антропоморфным (человекоподобным). Зевс — это дуб, Аполлон — лавр, Дионис — виноградная лоза, плющ. В Риме — фиговое дерево, смоковница. Или Зевс — бык, Афина («совоокая») — сова и змея, Гера («волоокая») — корова, Аполлон — лебедь, волк, мышь. Чудовища это тератоморфные существа (химера) и миксантропические существа (сирены, сфинкс, ехидна, кентавр).

Выделяются две эпохи: фетишистская и анимистическая.

Фетиш — это предмет, существо, наделенное магической силой, чудо вечного существования. Все может быть фетишами — камни, деревья и т п. Гера — это необработанное бревно. Фетишами являются лук Геракла и Одиссея — они подвластны только им. Копье Ахилла подвластно только ему и Пелею.

Гамадриады — души деревьев. Сформировалось представление о душе, духе. В архаический период боги еще не стали антропоморфными до конца.

Эстетический идеал в ту эпоху: стихия, бьющая через край, а не простота и гармония.

Космогонические мифы — мифы о происхождении мира и первых богов. Первый тип таких мифов: все произошло из Хаоса — огромной разверстой зевающей пасти. Второй миф: пеласги, сначала океан, затем на поверхности океана танцует богиня Эвринома, и рождается все живое.

Согласно одному из космогонических мифов, из Хаоса появилась Гея-земля, Тартар — прародитель всех чудовищ, Уран — небо и Эрос. От Геи и Урана появились циклопы и гекатонхейры (необузданная сила) — первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан — Океан, младший — Крон, Хронос (всепоглощающее время)). Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар — усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь. Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рее стало жаль детей, она пошла за советом к Гее и Урану. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит, там его охраняли куреты, нимфы и коза Амалфея. Когда он вырос, он усыпил Крона и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру.

Титаномахия — битва богов и титанов за власть над миром. В классической мифологии действует второе поколение олимпийцев.

Классическая мифология. (Олимпийская, фессалийская, антропоморфная, патриархальная).

А) Ранняя классика. В ней две темы — борьба с чудовищами и установление космоса (от слова «украшать» — нечто украшенное и упорядоченное). Боги порождают героев помочь им в борьбе с чудовищами.

Герой — прародитель, дитя богов и людей. Герой стремится совершить подвиг, чтобы стяжать себе бессмертную славу.

Младшее поколение олимпийцев — Гефест, Афина (из головы Зевса, разум, мудрость и справедливая война), Арес (несправедливая война), Аполлон (свет, искусство, прорицание, иллюзии), Артемида (охота, луна), Афродита. Несколько версий появления Афродиты — ее мать Диона, она появилась из морской пены или из крови Урана. Гермес, Геба, Ника.

Мойры — представления греков о судьбе. Три мойры, старшая прядет нить человеческой жизни, средняя — с закрытыми глазами протягивает руку в кувшин и достает жребий. Мойры не несут в себе фатального, а олицетворяют долю.

Герои разделяются на несколько типов. Есть герои общегреческого значения: Геракл, Ясон, Тесей. Есть более локальные. Некоторые герои совершили подвиги силы (архаические герои — Геракл, Ахилл, Тесей). Есть культурные — сделали что-то общественно полезное, создали общественные нормы или учили греков созиданию. Пример — Триоптолем, который приютил Деметру, и она научила его выращивать хлеб. Дедал — изобрел слесарные инструменты. Интеллектуальные герои — Эдип, разгадал загадки. Одиссей — пограничный герой, интеллект и сила.

Прежде всего в этот период совершаются подвиги силы — уничтожение чудовищ. Мотивация поступков — герои ищут вечной славы, потому что им отказано в вечной жизни. Но это появится и в позднем героизме.

Б) Поздний героизм. Меняется взаимоотношение с богами, это вызвано социальными процессами. Трудная эпоха, уходят в прошлое родовые взаимоотношения. Раньше во главе стоял царь, знатный человек. Во главу встают благодаря уму. Появляются мифы о родовом проклятии, чтобы это объяснить. Мифы о вине первопредка, с поколениями вина накапливается. Грек не мыслил себя вне коллектива, поэтому род осмысливался им как нечто неделимое, поэтому все качества у всех членов рода. Искупление не может никто получить. Пример: Танталиды — Атриды. Есть еще проклятие Лабдакидов.

Кроме родовых проклятий выступают мифы о соревнованиях смертных и бессмертных. Осознается ценность своей личности. Появляются женщины-героини. Гармония побеждает стихийность, не всегда справедливо.

Послеклассический период (самоотрицание). В этот период появляются мифы о гибели лучших родов Эллады — мифы о войнах (Троянская, Фиванская). Мифы о мировых катастрофах — Атлантида. Мифы о Прометее и Дионисе. Старая мысль: олимпийцы — сосредоточие справедливости. Новая: это не совсем так. Культ Диониса появился поздно. Виноград стал возделываться в 8-7 веке до нашей эры. Судьба Диониса созвучна судьбе эллинов. Дионис олицетворяет еще и стихийные силы природы. В фигуре Диониса грек обобщал свое представление о трагизме жизни. По происхождению Дионис — не бог. Родился в Фивах, мать — Семела, на нем родовое проклятие Кадма. Дионис — любимец среднего класса, столкновение с культом Аполлона. Дионис — покровитель театра и трагедии.

Вы здесь: Главная Литература Зарубежная литература Лекция по античной литературе