Лекция по античной литературе

4. Гесиод и проблемы дидактического эпоса.

Гомеровский эпос — продукт патриархальных отношений. Это мировосприятие члена общины. «Илиада» начинается ссорой Агамемнона и Ахилла — идеология общины уходит в прошлое, появляется новое представление о мире. Этика взаимоотношений скоро уйдет в прошлое. Конец 8 — начало 7 века до н.э. — бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина — земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов — чем-то унизительным. В городе классическое рабство, человек — вещь, способ добывания денег. В городе престижны ремесла. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое. Прежде всего, это Северная Греция — Беотия, земледельческий край, там люди старались удержать золотой век. Дидактический эпос наставляет.

С точки зрения формы он похож на гомеровский эпос. Но автор давлеет над всем, он поучает, поэтому это скучно для современного человека. Гомер и Гесиод — два полюса в художественном взгляде на жизнь греков. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики — воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 — 7 век до нашей эры — начинается поворот от мифологического восприятия мира к научному истолкованию. Поэмы Гесиода — как раз момент перехода. Главный представитель — Гесиод. Происходил из отсталой древней Беотии, сын зажиточного крестьянина. Он сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование — мы знаем биографию Гесиода в отличие от Гомера. Гесиод рассказывает о себе в качестве примера. Гомер не стал бы на своем примере давать назидания. Гесиод — рапсод. Деревня его у подножия горы Геликон. Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни». Ему приписывают еще несколько произведений.

Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений — поэтому он одинок.

«Теогония» — это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна — задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди — две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод. Он дает этому объяснение.

«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания — брат Перс неправедно получил часть наследства и промотал его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая — увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости, например, царей-дароядцев. В это понятие входят и судьи, и другие должности. Вторая часть — ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть — о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть — о мореходстве. Одна из центральных тем — тема богатства и бедности, она решается с моральной точки зрения. Гесиод впервые поднимает эту тему — социального расслоения во времена Гомера почти не было, у Гесиода сильнее. Гесиод замечает. Что поведение человека зависит от количества его денег. «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же — смелость». Разделяет общество на две части: дароядцы и пастухи. Под пастухами Гесиод понимает средних крестьян — земледельцев, ремесленников. Ремесленников Гесиод не любит, как порождение новой городской жизни. Установление дистанции между людьми и богами: они собираются в городе Миконы поговорить о жертвоприношениях. Вопрос о частях животных — Прометею приказано их поделить. В первую кучу он положил все съедобное и прикрыл грязной шкурой. Вторая куча — всякая дрянь, прикрытая салом. Всеведущий Зевс указал на вторую кучу. Еще один момент — Гесиод рассуждает о катализаторе общественной жизни, что заставляет лучше трудиться и лучше жить. Двигатель жизни по Гесиоду — борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида — раздор, у Гесиода она — соревнование. У Гераклида есть сентенция: «Жизнь есть война противоположностей». Это напоминает философию Гесиода.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода одни бедствия. Одна из тем — соперничество людей и богов, в «Трудах и днях» тоже свое место. Именно этим Гесиод пытается объяснить происхождение всех несчастий. Гесиод пересказывает мифы о Прометее, причем оценивает их отрицательно. Все это переходит в разговор о пяти веках человеческой жизни. В «Теогонии» он наметил систематизированную мифологию. В «Трудах и днях» он пытается систематизировать человеческую жизнь. Первый век — золотой век, правление Крона, люди жили вольготно, не знали старости и болезней, вместо смерти — сон. Второй век — серебряный, люди загордились, перестали приносить жертвы богам, век людям сократили — Зевс упрятал это поколение под землю. Третий век — медный, все создано Зевсом. Люди очень непривлекательны, свирепы, огромны, подозрительны, в конце концов перебили друг друга. Четвертый век — только регресса нет, век героев, сильных, красивых — троянская и фиванская войны. Пятый век — железный, век насилия и неправды, труда, несчастия — Гесиод причисляет сюда свое время. Не только физически, но и нравственно оскудели люди. Что же делать? Гесиод советует трудиться, причем под его руководством. Есть легенда о состязании Гомера и Гесиода — победил Гесиод. Текст его поэм был высечен на камне и поставлен перед храмом.

Вы здесь: Главная Литература Зарубежная литература Лекция по античной литературе