Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 4.2.6. Административный контроль

4.2.6. Административный контроль

В процессе эволюционного развития системы организа­ционного контроля сформировалось и прочно вошло в тео­рию и практику современного менеджмента такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг.

Э. А. Смирнов определяет контроллинг как совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объектив­но и качественно проанализировать и оценить работу орга­низации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.

При этом указанный автор выделяет четыре основные составляющие контроллинга:

• административный контроль;

• технологический контроль;

• ревизия;

• функциональный, комплексный и системный аудит.

Под административным контролем следует понимать все виды деятельности, направленной на получение информа­ции об эффективности функционирования и текущем состоя­нии управляющей системы организации.

Исполнительный контроль предполагает осуще­ствление всех видов деятельности по оценке текущего со­стояния и эффективности функционирования управляемой системы организации.

М. М. Максимцов считает, что под административным контролем следует понимать контроль соответствия реальных полномочий руководителя (испол­нителя) полномочиям, зафиксированным в документах, рег­ламентирующих деятельность организации.

Под административным контролем в наиболее общем виде следует понимать управленческую деятельность, направлен­ную на определение текущего состояния управляющей под­системы системы управления организацией и происходящих в ней процессов, сцелью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования.

Основная цель контроллинга в целом и административ­ного контроля в частности состоит в своевременном получе­нии информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены задачи. При этом важно, чтобы все систе­мы контроля оперативно фиксировали любые отклонения фак­тических показателей от плановых. Это позволит вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс функцио­нирования организации.

Это позволяет руководству организации достичь сразу две важные цели. Во-первых, повысить качество и эффектив­ность деятельности организации. Во-вторых, удовлетворить потребность сотрудников в уважении и самовыражении.

Основные принципы административного контроля опи­раются на четыре составляющие, позволяющие руководи­телю организации определить что, когда и где контролиро­вать, а также кто должен осуществлять контроль.

Принцип ключевых элементов контроля опирается на положение, согласно которому стандарты являются эле­ментом планирования.

Принцип места контроля состоит в том, чтобы руково­дитель организации выяснил, в каких структурных под­разделениях организации происходят действия, имеющие решающее значение для достижения целей функциониро­вания.

Принцип соблюдения сроков контроля позволяет более эффективно и своевременно использовать полученную в процессе осуществления контрольной деятельности инфор­мацию и быстро реагировать на происходящие изменения.

Принцип самоконтроля состоит в предоставлении работ­никам фирмы возможности самим осуществлять оценку ре­зультатов собственной деятельности и своевременно вно­сить в нее необходимые коррективы.

В системе административного контроля любой органи­зации можно выделить три основных тесно взаимосвязан­ных элемента, а именно:

• установление стандартов состояния и функционирова­ния управляемой системы;

• оценка текущего состояния управляющей системы и про­исходящих в ней процессов на предмет выявления возмож­ных отклонений;

• устранение выявленных отклонений, т. е. приведение управляющей системы в состояние, соответствующее уста­новленным стандартам.

Стандарты состояния и функционирования системы уп­равления разрабатываются в процессе организационного рег­ламентирования и представляют собой основные критерии административного контроля.

Разработка организационных (административных) стандар­тов включает в себя два основных этапа:

1) определение способов оценки установленных крите­риев и разработка оценочных шкал;

2) расчет трудоемкости административного контроля, т. е. определение объема работы, которая должна быть выполне­на для осуществления контрольных замеров.

В системе выборочного контроля обычно применяются такие показатели:

• количество выполненных операций;

• скорость выполнения конкретных операций;

• количество обработанной документации;

• затраты рабочего времени;

• качество управленческого труда (число ошибок);

• экономическая или социально-психологическая эффек­тивность управленческого труда.

Объективные трудности возникают в процессе оценки качественных показателей, таких как психологическая об­становка в коллективе или уровень имиджа руководителя и организации в целом. Для определения значений таких пока­зателей обычно применяют методы экспертных оценок.

Оценка текущего состояния системы управления органи­зации включает в себя сбор необходимой информации, а так­же ее обобщение, обработку и анализ.

Сбор данных осуществляется посредством установле­ния в ходе выполнения операции или процесса стратеги­ческих контрольных точек, в которых и осуществляется замер контролируемых показателей. Количество и схема расположения таких точек определяются трудоемкостью и сложностью операции или процесса, являющихся объек­тами административного контроля.

Собранную информацию сравнивают с установленными стандартами, чтобы сделать вывод о соответствии реальных значений контролируемых показателей нормативным.

Устранение выявленных отклонений может осуществлять­ся несколькими способами:

• модификацией целей;

• внесением изменений и корректив в плановые задания;

• реструктуризацией системы управления организации (перераспределением полномочий и ответственности, пе­реподготовкой кадров и т. д.).

Механизм административного контроля представляет со­бой совокупность инструментов, используемых для оценки процессов и явлений, происходящих в системе управления организации.

Основными инструментами административного контро­ля являются бюджетный контроль, управленческий (адми­нистративный) аудит, статистическое наблюдение, личное наблюдение, доклады и совещания.

Бюджетный контроль используется для получения исчер­пывающей информации о доходах и расходах организации. Бюджет представляет собой составленный в денежном выра­жении основной план образования, распределения и исполь­зования финансовых ресурсов организации.

Административный аудит представляет собой совокуп­ность контрольных действий, позволяющих получить объек­тивную и своевременную информацию о текущем состоя­нии и функционировании системы управления организации.

Основными объектами административного аудита яв­ляются:

• миссия, цели и задачи организации;

• законы и принципы формирования, развития и функци­онирования организации;

• стратегии организации;

• функции организации;

• структура организации;

• технологии управления;

• внутренние и внешние коммуникации;

• управленческие решения;

• информационные технологии;

• системы документооборота.

Основные принципы административного аудита.

Принцип выделения главного гласит, что при проведении административного аудита субъект контроля должен акцен­тировать свое внимание на главных, ключевых моментах и не отвлекаться на изучение второстепенных факторов.

Принцип соответствия требует, чтобы профессиона­лизм работника, составляющего аудиторское заключение, соответствовал степени сложности указанного заключения.

Принцип энциклопедичности предполагает, что в груп­пе работников, составляющих аудиторское заключение, не­обходимо иметь специалиста широкого профиля в области формирования и функционирования системы управления, способного сопоставить учетные данные с существующими стандартами.

Принцип полноты заключается в следующем: чем точ­нее и достовернее требуется заключение о состоянии систе­мы управления, тем больше ее элементов должно быть под­вержено контролю.

Сущность принципа системности состоит в том, что при проведении аудита необходимо учитывать взаимное влия­ние элементов системы управления.

Значение принципа централизации сводится к тому, что все аудиторские заключения по отдельным элементам сис­темы управления должны стекаться к одному специалисту для составления объективного и обоснованного общего зак­лючения.

Принцип стандартизации гласит, что за каждой фор­мой контроля элементов системы управления должен стоять соответствующий стандарт.

Принцип своевременного использования контролируемых данных требует, чтобы аудитору вовремя предоставлялась достоверная информация о состоянии системы управления.

Статистическое наблюдение может быть использовано для того, чтобы определить количество, качество и время выполнения конкретной работы. Как правило, статистичес­кие данные составляются для того, чтобы определить, сколько работы было выполнено, за какой период времени и сколько при этом было допущено ошибок.

В системе административного менеджмента ча­сто применяются формализованные системы контроля, ког­да четко разработаны методика составления доклада и по­рядок передачи его вышестоящему руководству. Любой доклад должен содержать информацию.

• об идентификации, времени возникновения и степени выявленного отклонения от нормы;

• о возможных причинах возникновения отклонения;

• об анализе последствий отклонения;

• о рекомендациях по устранению отклонения.

Совещания позволяют избежать лишних затрат рабочего времени на составление объемных письменных отчетов и предоставля­ют руководителю группы возможность быстро получить до­стоверную оперативную информацию. Совещания могут быть полезны для оценки психологическая атмосфера в коллективе или состояние имиджа организации.

Ко всем системам контроля независимо от их вида предъявляются определенные требования, соблюдение ко­торых является неотъемлемым условием эффективности их функционирования. К таким условиям относятся следующие:

1) система контроля должна соответствовать целям, за­дачам и планам организации;

2) система контроля должна быть понята и принята ру­ководителями всех уровней управления организации;

3) система контроля должна быть экономична, т. е. обес­печивать максимальную эффективность контрольных ме­роприятий при минимальных затратах;

4) система контроля должна обеспечивать своевремен­ное его осуществление;

5) система контроля должна быть гибкой, т. е. обладать способностью быстро приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде организации;

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1