Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 4.3.2. Управление конфликтами и стрессами

4.3.2. Управление конфликтами и стрессами

В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречивых интересов.

Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конф­ликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство.

Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга — личность, преследующую инте­ресы группы, организации и т. п.

Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:

1. Внутриличностный — возникает в силу того, что тре­бования организации не совпадают с личностными потреб­ностями.

2. Межличностный— психологическое столкновение лю­дей с разными взглядами. Делятся на горизонтальные и вер­тикальные.

3. Между личностью и группой— возникают, когда лич­ность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.

4. Межгрупповой— конфликты между формальными и неформальными группами, а также между организацией и отдельными группами.

В стратегии разрешения конфликтовможно выделить следующие моменты:

1. Уклонение от конфликта с целью выиграть время.

2. Доминирование — применяется, когда цель первосте­пенна.

3. Капитулянтство — имеет место, когда отношения в кол­лективе важнее целей соперников.

В тактике разрешения конфликтоввыделяют следующие способы:

1. Поддержание нейтралитета — такая тактика может применяться для того, чтобы выиграть время.

2. Доминирование — применяется руководителем по от­ношению к подчиненным при необходимости быстрого реаги­рования.

3. Компромисс — применяется в случаях, когда обе сто­роны убеждены, что сближение невозможно.

Стресс — это состояние напряженности, которое возни­кает у личности под влиянием внешних воздействий.

В зависимости от вида и характера стрессы и дистрессы бывают:

1. Физиологические — возникают, когда происходит на­копление критической массы усталости.

2. Психологические, которые в свою очередь подразделя­ются на следующие:

а) информационные — результат информационных пере­грузок;

б) эмоциональные— проявляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

Существуют два подхода к нейтрализации стрессов:

1. Внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов.

2. Принимать конкретные меры индивидуального харак­тера, например, разрабатывать и внедрять программы пси­хологической разгрузки.

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1