Лекция по административному менеджменту. Часть 1 — 1.4. Современная концепция административного менеджмента

1.4. Современная концепция административного менеджмента

Термин "менеджмент" происходит от древнеанглийс­кого слова manage (латинское manus) — "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи свя­занным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и опреде­лило название целой науки о управлении.

Профессор Л. И. Евенко определяет управление как уме­ние добиваться поставленных целей, используя труд, ин­теллект, мотивы поведения других людей; как функцию, вид деятельности по руководству людьми, а также как область человеческого знания, помогающую осуществить эту функ­цию.

Один из ведущих теоретиков в области управления и орга­низации П. Дракер определяет управление как "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".

И. И. Семенова определяет менеджмент как управление в условиях рынка или как процесс планирования, организа­ции, мотивации и контроля, необходимый для достижения организацией цели.

Другие авторы определяют менеджмент как "интеграци­онный процесс, с помощью которого профессионально под­готовленные специалисты формируют организации и управ­ляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения".

Как явление менеджмент представляет собой целенап­равленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последова­тельных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, кон­троль и учет.

Как система менеджмент представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т. п.

Как наука менеджмент представляет собой науку, изуча­ющую проблемы управления. Основными задачами менедж­мента как науки являются: объяснение природы управленчес­кого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных зна­ний об управлении определяется тем, что они позволяют сво­евременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постанов­ку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, ко­торое опирается на лежащие в его основе концепции, зако­ны, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация как объект управленческой деятельности представляет собой совокупность сложных социально-техни­ческих систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала пред­приятия для достижения целей функционирования. Кроме того понятием менеджмент может обозначаться аппарат уп­равления современных организаций, независимо от их фор­мы собственности и целей деятельности.

Термин "администрация" наиболее ча­сто применяется к аппарату управления предприятием.

Общегосударственную администрацию составляют исполнительные и распорядитель­ные органы государства. В России термином "администра­ция" часто обозначаются органы исполнительной власти на уровне края, области, района, города.

Административный менеджмент можно определить как одно из основных направлений современного менеджмента, изучающих административно-распорядитель­ные формы управления.

В теории и практике административного менеджмента различают два основных направления. Первое направление связано с разработкой рациональной системы управления организации. Второе — касается построения структуры орга­низации.

Разработка рациональной системы организации сводит­ся к определению основных функций деятельности, что в свою очередь позволяет найти лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы, которые и составляют основные "строительные блоки" или элементы системы организации. После этого осуществляется распо­ложение элементов организации в пространстве, т. е. рас­пределение их по уровням управления и определение гео­графического местоположения. Завершающим этапом проектирования системы управления является установление информационных взаимосвязей между элементами органи­зации и разработка регламента происходящих в ее внут­ренней среде процессов.

В основе построения рациональной структуры организации лежит применение основополагающих законов управления и организации, а также общих и специальных принципов.

Некоторые исследователи, к числу которых относятся Саймон, Смитбург и Томпсон, считают, что научные исследования по административному управлению преследуют две другие цели. К этим целям они относят: во-первых, изучение поведения людей, работающих в организациях, во-вторых, разработку практических рекомен­даций по повышению эффективности работы организации.

Основные положения административного ме­неджмента как науки должны формулироваться с учетом осо­бенностей организационного поведения, а не рассматривать поведение персонала как самостоятельный объект исследо­вания.

В административном менеджменте основной упор дела­ется на исследование управленческих процессов, происхо­дящих в органах государственной власти, что во многом оп­ределяет основные черты, отличающие административный менеджмент от общей теории и практики управления:

1. Преимущественное применение линейной или линейно-функциональной систем управления.

2. Жесткая иерархия.

3. Формализованный способ принятия и фиксации управ­ленческих решений.

4. Четкое разграничение должностных полномочий, зак­репленное в виде приказов и должностных инструкций.

5. Разделение власти (т. е. любое, даже самое высокопос­тавленное, должностное лицо всегда подконтрольно друго­му лицу или вышестоящему органу управления).

Вы здесь: Главная Менеджмент Административынй менеджмент Лекция по административному менеджменту. Часть 1