Лекция по мотивационному менеджменту — 2.7. Стимулы, стимулирование

2.7. Стимулы, стимулирование

Стимулы (от лат. stimulus — остроконечная палка, которой подго­няли животных) имеют большое значение в мотивационном процессе.

Стимулы — это внешние раздражители, способствующие повы­шению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.

Стимулами являются вознаграждение, повышение по службе, управ­ленческое воздействие руководителя, страх, ответственность, стремле­ние к самовыражению и многие другие. Таким образом, стимулы — это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.

Отличие стимулов от мотивов заключается в том, что стиму­лы характеризуют определенные блага, а мотивы — стремление чело­века получить их.

Та или иная форма стимуляции труда только тогда становится побудительной силой, когда превращается в мотив, т. е. когда при­нимается личностью, отвечает какой-либо потребности человека. Например, чтобы денежная премия стала мотивом поведения и дея­тельности работника, необходимо осознать ее как справедливое воз­награждение за труд. Тогда стремление человека заслужить премию (как мотив деятельности) способствует повышению эффективности труда. Для работников, которые не надеются получить это поощ­рение из-за низкой профессиональной подготовки или личной не­дисциплинированности, денежная премия не становится мотивом, оставаясь на уровне стимула, потому что она не принята ими как по­буждение (не стала мотивом).

Стимул может не перерасти в мотив и в том случае, если требует от человека невозможных или неприемлемых действий. Вследствие этого он будет отброшен, отвергнут. Например, предложение бригаде строителей большой суммы денег за сооружение сложного объекта не станет для них мотивом действий, если они не имеют необходимой для этого квалификации или у них нет необходимой техники и обо­рудования.

Стимулирование можно определить так:

• это процесс использования конкретных стимулов для пользы человека и организации;

• воздействие на трудовое поведение работника через создание личностно значимых условий, побуждающих его действовать определенным образом;

• влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.

Стимулами могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предостав­ляемые возможности и многое другое, что предлагается человеку в качестве компенсации за его действия или что он желал бы полу­чить в результате определенных действий.

С помощью стимулирования, с одной стороны, создаются благо­приятные условия для удовлетворения потребностей работника, а с другой — обеспечивается трудовое поведение, необходимое для ус­пешного функционирования предприятия, т. е. осуществляется свое­образный обмен деятельностью.

В процессе мотивации работников стимулирование выполняет не­сколько функций:

экономическую, так как эффективное стимулирование работ­
ника способствует повышению общей производительности тру­
да, т. е. решению экономических задач;

социальную, поскольку, получая доходы, работник обеспечива­ет себе определенный комплекс экономических и социальных благ, занимает определенное место в социальной структуре коллектива и общества в целом;

социально-психологическую, так как стимулирование влияет на формирование внутреннего мира работника — его потреб­ностей и ценностей, ориентации и установок, мотивов трудово­го поведения и отношения к труду;

нравственно-воспитательную — через формирование нрав­ственных качеств личности работника.

Рассмотренные функции стимулирования комплексно воздейству­ют на трудовое поведение и мотивацию работников.

Стимулирование — только одно из средств мотивирования, при­чем оно тем реже применяется в качестве средств управления людь­ми, чем выше уровень развития отношений в организации. Это свя­зано с тем, что в результате воспитания и обучения как одного из методов мотивирования людей работники проявляют заинтересован­ное участие в делах организации, не дожидаясь или вообще не полу­чая соответствующего стимулирующего воздействия.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту