Лекция по мотивационному менеджменту — 2.5. Классификация мотивов

2.5. Классификация мотивов

clip_image010

Рис. 2.4. Классификация мотивов

Мотивы классифицируют по группам (рис. 2.4).

В первую группу входят мотивы, связанные с важнейшими обще­ственными потребностями личности по критерию их содержания. В этом случае различают мотивы идейные (связанные с мировоз­зрением), политические (обусловленные позицией личности по от­ношению к политике), нравственные (основанные на нравственных нормах и принципах) и эстетические (отражающие потребность в прекрасном).

По источнику возникновения, обусловленности (а также по осо­бенности регуляции) различают мотивы социальные (патриотические), коллективистские, деятельностные (деятельностно-процессуальные) и поощрительные (стимульно-поощрительные). Источником возникно­вения патриотических мотивов является страна, где родился и живет человек. Коллективистские мотивы, имея источником коллектив, возникают вследствие готовности человека руководствоваться в по­ведении интересами конкретного коллектива, к которому он принад­лежит. Осознание личностью ответственности перед коллективом по­буждает такое поведение, которое строится в соответствии с нормами его жизни, взаимоотношениями в нем, общественным мнением и тра­дициями, его микроклиматом. Деятельностные мотивы возникают •на основе конкретной деятельности человека. Они являются след­ствием особенностей трудовой деятельности, условий конкретного труда. Источник возникновения поощрительной мотивации — в ма­териальном и моральном стимулировании, вознаграждении, получае­мом человеком в виде заработной платы, премий, надбавок или по­хвал.

В отдельную группу объединяются мотивы по видам деятель­ности: общественно-политические, профессиональные, учебно-познавательные.

По времени проявления различают мотивы постоянные, дли­тельные и кратковременные. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением есте­ственных потребностей), вторые — в течение многих лет (например, связанные с познавательной потребностью личности), третьи — в те­чение ограниченного временного интервала (например, в связи с по­знанием нового).

По силе проявления мотивы подразделяют на сильные, составля­ющие особо действенную мотивацию, умеренные, характеризующие­ся средней силой их проявления, и слабые, несущественно влияющие на деятельность, хотя и побуждающие ее.

По проявлению в поведении различают мотивы реальные (акту­альные) и потенциальные. Реальными (актуальными) называются мотивы, побуждающие поведение и деятельность. Под потенциаль­ными понимают мотивы, сформировавшиеся у личности, но не прояв­ляющиеся в данный момент по двум причинам: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею занимался ранее, но переключил­ся на другую.

По степени осознанности мотивы бывают осознанными и не­осознанными (последние обычно называют побуждениями). Суще­ствуют различные точки зрения на проблему осознанности мотивов человеком. Приведем некоторые из них. Например, А. Леонтьев по­лагает, что мотивы актуально не осознаются [29]. С точки зрения А. Петровского, мотивы далеко не полностью осознаются человеком [47]. Согласно 3. Фрейду, люди не отдают себе полного отчета об истоках собственной мотивации [65]. Из приведенных рассуждений очевидны утверждения о существовании неосознаваемых мотивов.

Как правило, деятельность человека побуждается не единствен­ным, а многими мотивами, находящимися в различных взаимоотно­шениях.

В основе того или иного поступка может быть борьба мотивов; они могут усиливать или ослаблять друг друга; среди них можно вы­делить основной, подчиняющий себе другие.

Мотивы выполняют три основные функции: побуждающую, на­правляющую и регулирующую.

Побуждающая функция состоит в том, что мотивы обусловлива­ют поступки личности, ее поведение и деятельность. Реализация лич­ности зависит прежде всего от силы мотивов, их актуализации, т. е. превращения в основные импульсы психологической активности, де­терминирующие поведение.

Направляющая функция состоит в выборе и осуществлении опре­деленной линии поведения, деятельности. Эта функция зависит от ус­тойчивости мотивации, иерархии, множественности и силы мотивов.

Регулирующая функция состоит в том, что поведение и деятель­ность в зависимости от особенностей мотивации носят либо личный характер, либо направлены на реализацию интересов коллектива, фирмы.

Вы здесь: Главная Менеджмент Мотивационный менеджмент Лекция по мотивационному менеджменту