Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.12. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 К основным тенденциям развития содержания образования относят­ся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образо­вания и его стандартизация.

Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ. Стандарт (в переводе с английского «мерило», «образец») образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников. В законе «Об образовании» (ст. 7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение кото­рых обеспечивает единство педагогического пространства России, а так­же интеграцию личности в мировое образовательное пространство.

Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родно­го языка, литературы, истории, искусства и пр.).

Компонент образовательного учреждения отражает специфику и на­правленность образования в конкретном образовательном учреждении (лицее, гимназии).

Государственный образовательный стандарт является основой объективной оценки уровня образования выпускников независимо от фор получения образования.

Дальнейшее регламентирование содержания образования происходит; в учебных планах, программах и учебниках, которые используются в школах.

Учебный план — это нормативный документ, отражающий требования к содержанию образования определенного уровня и направленности, пе­речень учебных дисциплин, их распределение и последовательность изу­чения по годам обучения, количество часов на их изучение в течение все­го периода обучения, продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, количество экзаменов и пр.

Выделяют базисный учебный план, который входит как составная часть в государственный стандарт определенной области образования. Он служит основой для разработки типовых учебных планов, носящих рекомендательный характер. Так, учебный план школы разрабатывается на основе базисного и типового, но с учетом специфики конкретного об­разовательного учреждения.

Учебная программа строится на основе учебных планов. Этот доку­мент раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изложения учебного материала с указанием последова­тельности тем, времени на их изучение. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Первые разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта по определен­ной образовательной области, они носят рекомендательный характер. На их основе в школе могут быть созданы рабочие учебные программы, по­зволяющие учитывать конкретные материальные, методические и др. условия. Авторские программы, основываясь также на государственном образовательном стандарте, могут иметь другую логику изложения, соб­ственные подходы к изучаемым явлениям. Чаще они используются при преподавании факультативных курсов.

В структуру любой программы входят пояснительная записка (цель, задачи, требования к результатам), содержание образования (тематиче­ский план, содержание тем, основные понятия, виды занятий) и методи­ческие рекомендации преподавателю и учащимся для его освоения.

Построение учебных программ может осуществляться на основе ли­нейного или концентрического способа расположения учебного материала. Линейный способ обеспечивает восходящую линию в трудности изу­чения, систематичность и последовательность усвоения нового. Концен­трический способ предполагает возврат к изучению одного и того же ма­териала на разных ступенях обучения, но в разных объемах и с разной глубиной. Эти способы дополняют друг друга.

Учебник более всего конкретизирует содержание образования по предмету. Он обязан соответствовать типовой учебной программе. Его основное назначение состоит в изложении основ науки и одновременно в организации самостоятельной деятельности учащихся по их освоению. Поэтому к учебникам предъявляются дидактические, психологические, эстетические, гигиенические требования. Хороший учебник должен быть информативным, энциклопедичным, побуждать к самообразованию и др. Дополнением к учебнику выступают учебные пособия, справочно-методические материалы.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)