Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)

1.8. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ (МОДЕЛИ) ОБРАЗОВАНИЯ

 В переводе с латинского термин «парадигма» означает «пример», педагогике под парадигмой понимают концептуальную модель образования. На протяжении истории существовало множество образовательных моделей. И. А. Колесникова их многообразие связывает с педагогическими цивилизациями. Понимая цивилизацию как определенный уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в ходе истории разных сообществ, она считает, что педагогика прошла стадии природной цивилизации, репродуктивно-педагогической цивилизации и вступает в стадию креативно-педагогической цивилизации. Для первой стадии характерно вплетение образования в естественную жизнедеятельность взрослого и подрастающего поколения. Для второй — образование становится специально организованной деятельностью, направленной на передачу опыта старшего поколения младшим. Нарастают процессы отчуждения содержания образования от потребностей личности. Переход к третьей педагогической цивилизации означает возрастание рефлексивной куль­туры человека, организацию образования как «встречу» субъектного опыта учителя и ученика, усиление роли диалоговых методов обучения.

В современной педагогике существуют и иные подходы к выделению образовательных парадигм (моделей образования). В настоящее время в мировом образовательном пространстве функционируют различные мо­дели. Они отличаются исходными целями-ценностями, содержанием, способами организации образовательного процесса, взаимодействием учителя и ученика, результатами образования. К числу наиболее извест­ных относятся эзотерическая, традиционная (знаниево-ориентированная), рационалистическая (поведенческая), гуманистическая (феноменологи­ческая) модели образования.

Эзотерическая модель образования самая древняя на планете. Она была известна древним цивилизациям Египта, Вавилона, Индии. Предна­значена исключительно для посвященных (в религию, магию, мистику). Смысл образования состоит в приобщении ученика к истине, которое возможно в момент озарения путем выхода в сверхсознание. Роль педа­гога заключается в том, чтобы подвести ученика к осознанию происхо­дящего, переходу на новый уровень своего духовного развития. Предпо­лагает полное добровольное подчинение ученика Наставнику. Содержа­ние образования составляют не знания, а опыт, состояния, переживания ученика. Результатом является изменение «человеческого качества», из­влечение природной сущности из-под покрова социальной личности.

Традиционная (знаниево-ориентированная) модель образования — это модель систематического академического образования как способа пере­дачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. Основная роль образования сводится к передаче молодому поколению элементов культурного наследия человеческой цивилизации, под кото­рыми понимается прежде всего многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. Поэтому содержание школьных программ должно основываться на базовых, выдержанных испытание временем знаниях, умениях и навыках, обеспечивающих функциональную грамотность и социализацию личности. Предполагает­ся, что их усвоение позволит индивиду перейти к самостоятельному ус­воению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.

Рационалистическая модель образования предполагает такую его ор­ганизацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков и практическое приспособление молодого поколения к суще­ствующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому чело­веку безболезненно вписываться в существующие общественные инсти­туты. В основе этой модели образования лежит бихевиористская концеп­ция социальной инженерии (Б. Скиннер). Главная цель школы в рамках этой модели — вооружить учащихся неким адаптивным «поведенческим репертуаром», необходимым для успешного жизнеустройства в соответ­ствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. Поведенческие цели вносят в образовательный процесс дух узкого ути­литаризма, шаблона и натаскивания. Идеалом становится точное следо­вание образцу. В этой модели преобладают ролевые методы обучения, тренинги, дрессура. Отсутствует творческий характер не только учения, но и преподавания.

Гуманистическая (феноменологическая) модель образования предпо­лагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов и потребностей. Образование рассматривается как гуманистическое в смысле его соответствия подлинной природе человека. Основное назна­чение педагога заключается в создании условий для самопознания и под­держки уникального развития каждого ученика в соответствии с унасле­дованной им природой, предоставлении как можно большей свободы выбора и условий для реализации ребенком своих природных потенциа­лов самореализации. Сторонники данного направления отстаивают права индивида на автономию развития и образования. Гуманистическая мо­дель образования предполагает свободу и творчество как учащихся, так и педагогов.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА)