Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.12. СВОЕОБРАЗИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Театрализованная игра является по своей природе одним из видов творческой игры детей дошкольного возраста. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений и делятся на две основных группы: ролевые (драматизации) и режиссер­ские. В игре-драматизации ребенок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невер­бальной выразительности. Видами игры-драматизации являются: игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей, ролевой диалог на основе фрагмента текста, инсценирование отрывка или целого произведения, спектакль по одному или нескольким произведениям.

В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок организует деятельность управления как «сценарист и режис­сер». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник также использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссер­ских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, исполь­зуемых в детском саду: настольный плоскостной и объемный, театр игру­шек и картинок, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Своеобразие игр-драматизаций определяется сюжетом, заранее при­думанным автором литературного произведения. От содержания драма­тизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, кото­рые они произносят, последовательность происходящих событий, созда­ние определенной декорации, атрибутов, подбор музыкального сопрово­ждения и т.д. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, бо­лее сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предло­женные автором литературного текста. Литературное произведение под­сказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах их воплощения — движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе выра­зительных и изобразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.

Процесс игры-драматизации, по мнению педагогов, возможен, если ребенок:

- имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

- имеет опыт взаимодействия с театральным искусством, т.е. знает, что такое театр, спектакль и как он рождается; имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства;

- включается в игровую деятельность соответственно своим способно­стям и возможностям.

В педагогической литературе предлагаются разные подходы к орга­низации театрализованных игр в детском саду. Первый подход наибо­лее традиционен для методики и практики театрализованной игры. Его авторы (П.Г. Саморукова, Л.В. Артемова, Н.С. Карпинская), рассматри­вая театрализованную игру как деятельность по воспроизведению зна­комого литературного текста, основным способом педагогической ра­боты считали обучение, основанное на подражании взрослому. Сначала педагог подбирал текст, читал несколько раз его детям, проводил бесе­ды, рисование по его содержанию, изготавливал атрибуты и декорации, заучивал отрывки из текста и предлагал детям его обыграть, демонст­рируя заинтересованность и ряд театральных приемов. Такое руководство часто приводило к шаблонному повторению детьми движений и интонаций взрослого.

Второй подход представлен в работах А.И. Бурениной, Н. Сорокиной, Л.С. Фурминой, где предлагаются серии творческих заданий и этюдов для развития интонационной и пластической выразительности детей. В их трудах справедливо утверждается целесообразность развития творче­ства детей в процессе индивидуальных вариаций при создании образов героев театрализованной игры. Вместе с тем следует отметить, что разви­тие театрализованной игры дошкольников невозможно только средства­ми этюдов. Ребенок должен научиться самостоятельно выбирать вырази­тельные средства воплощения героя, осваивать целый ряд других игро­вых навыков: строить сюжет в соответствии с текстом, подчинять свой замысел общему ходу игры и т.д.

Анализ теоретических исследований в области театрализованной иг­ры, опыта работы педагогов позволяет говорить о необходимости как кропотливой работы педагога с детьми над текстом литературного про­изведения, анализа его с нравственной, художественной стороны, так и о творческой работе педагога над развитием артистических способностей детей, над их эмоциональными впечатлениями и освоением выразитель­ных средств.

Особое значение в развитии данного вида игры имеет развивающая предметная среда. Наличие разного вида театров, доступность, грамотное их расположение в пространстве является одним из условий освоения детьми режиссерских игр.

Итак, основная цель педагогического руководства — будить воображе­ние ребенка, создавать условия для того, чтобы сами дети проявляли как можно больше творчества.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)