Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)

3.15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Процесс освоения окружающего мира в раннем и дошкольном возрас­те происходит путем чувственного познания. Непосредственное чувст­венное восприятие окружающего мира составляет основу представлений, Полнота и точность этих представлений зависит от степени развития сен­сорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Сен­сорное развитие — это процесс совершенствования ощущения и воспри­ятия. Оно является условием успешного овладения любой практической деятельностью, поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педа­гогических воздействий, направленных на формирование способов чув­ственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Сенсорные способности складываются в процессе развития восприятия, которое определяется условием и использованием в деятельности систем перцептивных дейст­вий и систем сенсорных эталонов.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного вос­питания:

1) формирование у детей систем обследовательских (перцептивных) действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познава­тельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освое­ны ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой стороны — разнообразием деятельностей, которые начинают скла­дываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.

Сенсорное воспитание осуществляется в неразрывной связи с разнооб­разной деятельностью детей. Особое значение в сенсорном развитии игра­ют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка конструирование. Успешное овладение той или иной деятельностью зависит от совершенст­вования и развития сенсорных процессов, т.е. от восприятия и анализа то­го, что нужно делать. Поэтому воспитатель организует обследование — спе­циально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. Правила для общих видов обследования: восприятие целостного облика предмета; мыс­ленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, ве­личина, цвет, материал); пространственное соотнесение частей друг с дру­гом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мелких деталей, уста­новление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Для обогащения сенсорного опыта детей можно использовать дидакти­ческие игрушки и предметы, продуктивные виды деятельности (изобрази­тельная деятельность, конструирование, лепка). Эффективным средством сенсорного воспитания является природа, т.к. познание природного окру­жения осуществляется чувственным путем: при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Игры с природным материалом, с песком и водой, а также организация труда в природе обогащают сенсорный опыт ребенка.

Таким образом, чем больше органов чувств «задействовано» в позна­нии, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, следовательно, интенсивно осуществляется сенсорное воспита­ние и развитие дошкольника. Это позволяет формировать разнообразные представления об окружающем мире, на основе которых развиваются мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чув­ства ребенка.

Для сенсорного воспитания необходимо соблюдение ряда условий. Одним из важных условий сенсорного воспитания является осуществле­ние его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в усло­виях содержательной, результативной деятельности складываются возможности сделать особенности, отношения, свойства предметом внима­ния детей, предметом освоения.

Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладе­вает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мыш­лением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познава­тельной и практической деятельности. Успех сенсорного воспитания обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА)