Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эф­фективное средство для этого — изобразительная деятельность ребёнка в детском саду и в школе. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, и осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навы­ками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Ещё Аристотель подчёркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребёнка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого; Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи.

Философы и психологи подчёркивают, что творчество в любой облас­ти человеческой деятельности — это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения.

Специфика детского творчества состоит в том, что создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин не может (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.). Тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъек­тивное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой деятельности и в её результате ребёнок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизне­деятельности, в котором заинтересована не только семья, но и общество. Творческая личность — это достояние всего общества. Рисуя, вырезая и на­клеивая, ребёнок создаёт нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъ­ективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества.

Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно-исторический опыт поколений, который ребёнок самостоятельно усвоить не может. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобрази­тельный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

В. Н. Шацкая подчёркивала: «Мы его (детское художественное твор­чество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания ско­рее как метод наиболее совершенного овладения определённым видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как соз­дание объективных художественных ценностей».

Е. А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнка окружающей действи­тельности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое по­строено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

И. Я. Лернер, включая в содержание образования ребёнка опыт твор­ческой деятельности, определяет такие ее черты:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

-способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей до­ школьного возраста в изобразительной деятельности.

Психолого- педагогические наблюдения за процессом детского худо­жественного творчества показывают, создание изображения ребёнок час­то сопровождает речью. Он называет воспроизводимые предметы, объяс­няет поступки персонажей, описывает свои действия. Это позволяет ре­бёнку понимать и выделять качества изображаемого, планировать свои действия, учиться устанавливать их последовательность.

Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, значимы для психического развития его личности.

Анализ положений отечественных учёных о детском творчестве и многолетние исследования Т. С. Комаровой позволили вывести опреде­ление детского творчества.

Художественное творчество детей дошкольного возраста — это созда­ние ребёнком значимого, прежде всего для него, субъективно нового продукта (рисунок, лепка и т. д.); дополнение к уже известным ранее не использованных деталям, по-новому характеризующим создаваемый об­раз; придумывание новых сюжетных элементов, действий, характеристик героев и т. п.; применение усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; использование и создание разных вариантов изображения, ситуаций, движений, проявление инициативы во всём. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов решения изобразительной задачи.

Необходимо целенаправленное обучение художественному творчест­ву и создание условий для полноценного эстетического развития и фор­мирования художественно-эстетических способностей детей дошкольно­го возраста.

Условия:

- приоритетное внимание должно быть уделено игре, продуктивным видам деятельности, в том числе театрализованной, музыкальной;

- содержание образования должно быть интересным для детей, стро­иться на основе интеграции видов искусства, формировать художест­венно-творческие способности, использования разнообразных мето­дов и приёмов работы с детьми в этом направлении;

- необходимо создавать художественную эстетическую среду вместе с детьми;

- включать в педагогический процесс разнообразные игры, игровые приёмы и ситуации;

- во всём должна присутствовать вариативность, т. е. использование разнообразных форм, средств и методов обучения, материалов и обо­рудования для работы детей;

- создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях и родителями в семье;

- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей;

- воспитатель должен быть творческой личностью и обеспечивать сво­боду в реализации замысла каждого ребёнка;

- использование регионального материала в ознакомлении детей до­школьного возраста с изобразительным искусством.

В творческой деятельности ребёнка следует выделить три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

1. Возникновение и оформление замысла.

2. Процесс создания художественного образа.

3. Анализ результатов творчества взрослым и детьми.

 

Вы здесь: Главная Педагогика Общая педагогика Лекции по педагогике (РАЗДЕЛ 8. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.)