Специальная педагогика. Лекция 1

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Человеку, имеющему отклонения в своем развитии, требуется медицинская помощь, которая начинается с диагностики (выявления причин, вызвавших отклонение) и последующего лечения, назначенного в результате обследования. Если лечение не дает ожидаемого эффекта, то проводится симптоматическое лечение (лечение, ослабляющее проявления болезни). На помощь медицине приходит специальная педагогика, помогающая закреплению достигнутого эффекта лечения и помогающая человеку учиться вести максимально полноценный образ жизни.

При проведении психолого-педагогической диагностики большое значение играют клинические основы специальной педагогики (т.е. совокупность знаний смежных медицинских наук), способствующие целостному видению проблемы, помогающие увидеть причины и сущность нарушения, понять особенности развития ребенка, его компенсаторные и коррекционные возможности и пути медицинского и педагогического сопровождения развития.

В силу различных причин новорожденный ребенок может иметь какие-либо отклонения в развитии. Своевременная диагностика, реабилитация и медико-педагогическое сопровождение способны обеспечить развитие такого ребенка на должном уровне, практически не отличающемся от нормы. Первоначальная диагностика на выявление отклонений развития проводится вовремя беременности. В случае обнаружения неблагоприятного течения беременности может быть принята целая система мер, от проведения превентивных лечебных мероприятий до помещения женщины в специальный родильный дом, оснащенный необходимым оборудованием и медицинским персоналом.

В процессе развития каждый ребенок проходит определенные этапы. Выявленные отклонения от общепринятых биосоциальных норм развития могут говорить о наличии какого-либо нарушения. При этом применяется медицинская абилитация — система мер, направленных на создание условий, способствующих развитию ребенка соответственно возрасту.

Восстановление нарушенных функций организма и приспособление больного к новым условиям существования вследствие нарушений носит название медицинской реабилитации. В детском возрасте медицинская реабилитация применяется одновременно с педагогическими мерами с первых же дней заболевания и является индивидуальной для каждого ребенка. Начало процесса реабилитации заключается в стационарном лечении больного, далее следует приспособление больного к новым условиям существования. Заключительным этапом реабилитации ребенка является его возвращение в привычную для него среду. Заключительным этапом реабилитации взрослого человека являются его профессиональная переподготовка или переобучение и последующее трудоустройство.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 1