Специальная педагогика. Лекция 2

УРОК В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В дополнение к задачам, решаемым общеобразовательной школой, специальная школа ставит перед собой ряд специфических задач, связанных с особенностями развития обучающихся в них детей.

Основной формой организации учебной деятельности в специальной школе является урок. В общепринятом смысле классно-урочная система характеризуется постоянством группы  обучаемых, проведением занятий в определенное время и с определенной продолжительностью.

Существует классификация уроков по типам в зависимости от постановки дидактических задач: урок изучения нового материала, урок , закрепления пройденного материала, урок проверки знаний, учетный (или контрольный) урок  и комбинированный урок, объединяющий разные типы уроков. Примерная структура комбинированного урока: 

1) начало урока;

 2) проверка домашнего задания и повторение изученного материала; 

3) подготовка к изучению нового материала;

4) объяснение нового материала;

5) закрепление и подведение итогов; .

6) задание на дом.

Структура комбинированного урока может  меняться в зависимости от поставленных педагогом целей урока. Например, сначала может быть проведено объяснение нового материала, затем проверка усвоенных знаний и т.д.

При составлении плана урока в специальной школе педагог должен предусмотреть индивидуальные особенности каждого ребенка: уровень интеллектуального развития, темп работы, особенности познавательной деятельности, способности запоминания, понимания обращенной речи и умения сохранять внимание. Начало урока должно настроить детей на рабочую деятельность, для чего могут быть использованы какие-то элементы психогимнастики и т.д.

Следующий этап — проверка домашнего задания в специальной школе носит скорее закрепляющий характер, нежели контролирующий. Объяснение нового материала — одна из самых сложных составляющих комбинированного урока в специальной школе.

Нельзя забывать, что дети с нарушениями развития могут отличаться пониженной работоспособностью в силу возможностей здоровья. Поэтому при выборе образовательных методов и средств педагог должен выбрать наиболее оптимальную тактику, способствующую максимальному усвоению материала в небольшой отрезок времени. Помочь в удержании внимания учащихся на уроке способна организация практической деятельности детей на уроке, а также частая смена видов деятельности. Большое значение в организации уроков играет введение двигательных упражнений, учитывающих специфику нарушений учащихся. Дети не должны проводить все время урока, неподвижно сидя за партами.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 2