Специальная педагогика. Лекция 3

ПОНЯТИЕ О СИНДРОМЕ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА И АУТИСТИЧЕСКИХ ЧЕРТАХ ЛИЧНОСТИ


Аутизм — это деформированное психическое развитие человека. Как симптом аутизм встречается при довольно большом количестве психических расстройств. В некоторых случаях аутизм проявляется в раннем детском возрасте — до 1 года — и оказывает очень тяжелые негативные последствия на все последующее развитие ребенка.

Появление аутистических черт в раннем возрасте называют синдромом детского аутизма (РДА). Этот синдром по сути является особым отклонением в нормальном психологическом развитии личности.

При раннем детском аутизме отдельные психические функции формируются быстрее нормы, а другие — медленнее. Кроме того, в этом случае наблюдаются заметные качественные нарушения при социальной адаптации и ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. Дети, страдающие этим тяжелым заболеванием, отличаются медлительностью, сконцентрированнностью на деталях, заторможенностью психических и эмоциональных процессов.

Аутизм как врожденный недостаток человека встречается в несколько раз чаще, чем слепота и глухота вместе взятые. Статистические данные приводят следующие цифры распространения аутизма за последние годы: около 20 случаев на тыс. новорожденных. У мальчиков аутизм встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Наблюдения специалистов показали, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, социального и других факторов. Следовательно, нельзя говорить о каком-то местном распространении этого психического синдрома, а скорее о его общечеловеческом характере.

Наиболее ярко аутизм проявляется после трех лет, когда становятся особенно заметны его отличительные черты:

1) отсутствие фиксированного взгляда;

2) отсутствие ярких эмоций;

3) особенности моторики и т.д.

При аутизме значительно нарушается речевая сфера, встречается как полное отсутствие речи (мутизм), так и различные серьезные отклонения из-за неправильного развития психики и отсутствия общения со сверстниками.

Большой интерес для ученых представляет интеллектуальная сфера детей с РДА. Главная ее особенность состоит в неравномерности развития, кардинальным образом отличающегося от интеллектуального развития в целом. Как показали исследования, дети с диагнозом РДА успешно заканчивают обычные школы, поступают в вузы и с успехом работают по выбранной ими специальности.

Тем не менее РДА — тяжелое психическое заболевание, имеющее серьезное последствие для нормального развития ребенка и требующее постоянного изучения со стороны специалистов, а также теплоты со стороны семьи и близких, понимания окружающих.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3