Специальная педагогика. Лекция 3

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ)


Психолого-педагогическая картина аугичных расстройств личности сложна и неоднозначна по сравнению с другими нарушениями психического развития. По этой причине организация воспитания и обучения детей с РДА имеет огромные трудности. В отличие даже от сложных дефектов аутизм, причина появления которого до сих пор не выяснена, практически не поддается результативной компенсирующей работе.

Как установили специалисты, наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте трех — пяти лет, т.е. в период так называемого кризиса трех лет и сразу после него. Наблюдения за детьми, страдающими ранними формами аутизма, позволили выделить несколько характерных проявлений этого психического заболевания:

1) аутичный ребенок не в состоянии фиксировать свой взгляд на лице другого человека и совершенно не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;

2) первая улыбка появляется вовремя, но она не предназначена конкретному человеку;

3) узнавая своих близких, больной ребенок не проявляет характерных при этом для других детей эмоций.

При воспитании аутичных детей учитываются все эти факторы, а также то, что больной аутизмом ребенок стремится к сохранению привычного ему жизненного пространства. Эту особенность специалисты называют «феноменом тождества». Согласно этому феномену, внешние реакции на изменения могут проявляться в излишней активности, беспокойстве и агрессии. Больной ребенок многократно повторяет одни и те же действия, стремится к постоянству в своих привычках. Кроме того, он произносит одни и те же звуки, а предметы, с которыми ему приходится сталкиваться в быту, обнюхивает и облизывает.

Во время игры ребенок бессмысленно перебирает одни и те же предметы, а игрушки почти никогда не использует по назначению. Страхи проявляются довольно рано, причем могут быть неконкретными, а могут и иметь вполне понятное происхождение.

Ребенок, больной аутизмом, часто боится шума электроприборов, собак, машин, подземных переходов, самых разных игрушек и предметов, его окружающих. Общей особенностью всех страхов при РДА является их сила, стойкость и труднопреодолимость.

Неравномерность развития при РДА находит свое отражение в особенностях моторики. Движения больных детей угловатые, вычурные, несообразные. Еще одной особенностью аутичных детей является проявление особых, только им присущих фантазий, оторванных от реального мира. Эти фантазии как бы замещают страхи больного, являются следствием нарушения сферы влечений и интересов.

Система воспитания и обучения детей с РДА строится на сочетании различных компенсирующих и коррекционных форм и методик.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 3