Специальная педагогика. Лекция 4

СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ. ПЕРСПЕКТИВА В РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


До 1960-х гг. необходимость особой индивидуальной помощи обнаруживалась в момент поступления ребенка в школу или в процессе выявления причин его стойкой неуспеваемости Как правило, это было связано с отсутствием системы обязательного дошкольного образования, тесного взаимодействия педагогических и медицинских структур и отсутствия у родителей информации о возможности помощи ребенку.

Сопоставление отечественного и зарубежного опыта показало необходимость создания единой государственной системы ранней комплексной помощи.

Большую помощь при диагностике отклонений в развитии ребенка оказывает сеть создающихся по всей территории России постоянно действующих психолого-медико-педагогических консультаций. Количество этих консультаций зависит от количества детей, проживающих на территории данного региона, имеется разработанное и официально принятое соотношение: 1 консультация на 100 тыс. детей. В состав консультации входят несколько специалистов:

1) врачи — терапевт, психиатр, невропатолог, ортопед, окулист и отоларинголог;

2) педагоги специальных образовательных учреждений —дефектолог, логопед, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог;

3) психолог;

4) юрист;

5) представитель органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты.

Присутствие этих специалистов необходимо для всестороннего процесса обследования детей и делает этот процесс более организованным и продуктивным, а также позволяет получить более точные результаты обследования. Основные закономерности развития у ребенка с нарушениями в развитии те же, что и у здоровых детей. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличие какого-либо единичного симптома недостаточно для точного выяснения всей картины заболевания. По этой причине диагностика отклонений в развитии должна иметь комплексный характер. Необходим учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обследования. Основной материал о состоянии ребенка в процессе раннего выявления отклонений в развитии поставляет медицинский персонал в ходе диагностики. Данные получают в результате осмотра ребенка, сбора анализов, анамнестических сведений, оценки его соматического, психического, неврологического состояния.

Созданная общегосударственная сеть таких специализированных центров по оказанию диагностической и лечебной помощи станет серьезной основой для развития специального образования.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4