Специальная педагогика. Лекция 4

МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ


В последние годы резко возросла тревожность у детей. Количество детей с устойчивой тревожностью среди начальной школы в России составляет примерно 70 % (10 — 15 лет назад — всего 15 %). Учеными даже введено понятие «новая психологическая норма». Среди детей с нарушениями в развитии, как отдельными, так и комплексными, состояние тревожности достигает почти 100 %.

Отсутствие методов ранней диагностики по выявлению нарушений психики, ведущих к нарушению всего здоровья, приводит к дисгармоничному развитию личности. Состояние тревожности определяется современными педагогами, как «предболезнь», «предпатология». Состояние тревожности само по себе нейтрально, это еще не заболевание, но может привести к серьезным нарушениям в психике и общем развитии.

Признаки тревожности у ребенка: напряженность, невроз, страх, заикания, энурезтики, школьная неуспеваемость, нарушение сна, чрезмерная двигательная активность, снижение интеллектуальных возможностей. Состояние тревожности может привести различным результатам: как способствовать активизации деятельности, повышению сопротивляемости организма, так и порождать ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности в себе. При определенном стечении обстоятельств тревожность может стать привычным состоянием, сопутствующим любой деятельности, т.е. перейти в разряд личностных свойств.

Специалисты по специальной педагогике начинают свою работу с аналитического обзора, посвященного проблеме индивидуальной изменчивости к стрессам и стрессовым ситуациям. В настоящее время «тревожность» определяется специалистами как сложный комплексный процесс на стыке разных дисциплин: психологии, социологии, медицины, психофизиологии. Наиболее эффективной является коррекция тревожности у детей именно при комплексном подходе специальных педагогов, медиков и психологов. Большое значение при получении положительных результатов имеет использование индивидуального подхода и современных методов психологии совместно с альтернативными методами медицины.

Педагоги совместно с медиками используют следующие специальные методики:

1) арт-терапию;

2) сказкотерапию;

3) развивающие игры;

4) беседу;

5) фитотерапию;

6) фитомассаж;

7) диетотерапию;

8) точечный массаж.

Выбор стратегии и тактики психокоррекции и психоконсультирования должен быть строго индивидуален, учитывать проявления и стадии процесса и всю полученную о ребенке информацию.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4