Специальная педагогика. Лекция 4

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ПРИОРИТЕТОВ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Система специального образования решает задачи создания наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка, его социальной адаптации в дальнейшей жизни.

Одним из новых значимых приоритетов специального образования является проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в системе общего образования. При обследовании состояния здоровья детей с нарушениями развития в столичных специальных школах было выявлено несколько случаев ухудшения состояния здоровья. По этой причине в настоящее время осуществляется поиск путей улучшения системы специального образования. В условиях демократизации общеобразовательной школы каждый педагогический коллектив и учитель в нем имеют право на творчество в решении любой педагогической проблемы, тем . более что сама проблема выделения специальных классов для детей, требующих особого педагогического внимания, остается дискуссионной, ряд ученых говорят о том, что детей с отклонениями не следует выделять в отдельную группу, что для дальнейшей полноценной адаптации в обществе ребенку лучше сразу оказаться в условиях, близких жизненным. В настоящее время в коррекционной педагогике изучаются процессы сегрегации и интеграции аномальных детей в учебно-воспитательном процессе, апробируются первые варианты развивающих программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями.

Другим новым приоритетом в системе специального образования является оказание ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии. Исследования специалистов показали, что чем раньше выявляются отклонения в развитии и причины их появления, чем раньше ставится диагноз, тем быстрее и лучше можно оказать больным детям существенную качественную квалифицированную помощь.

Еще одним приоритетом в специальной педагогике является корректировка личностной жизненной позиции больного ребенка. От личностной реабилитации зависит самооценка ребенком своего «я», правильное восприятие окружающего мира, формирование адекватных форм социального поведения. При вовремя скорректированной самооценке личности улучшаются возможности компенсирующего обучения и лечения имеющихся дефектов, даже в сложных сочетаниях. Социально адаптированный больной ребенок гораздо меньше страдает нравственно и психически, что благоприятно действует на всю клиническую картину.

Взаимосвязь специальной педагогики с медициной и психологией также является новым приоритетом в этой области. Такое сотрудничество позволяет устранить односторонность каждой из этих дисциплин и способствует формированию целостного научного взгляда на психическое и физическое развитие человека с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Специальная педагогика. Лекция 4