История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)

Витторино установил в «Доме радости» распорядок, способствующий здоровому образу жизни. В школе существовали строгие и очень умеренные нормы еды и питья. Учеников приучали к труду и отвращали от бездействия, их закаляли, с ними проводили физические занятия.

Успех педагогической деятельности Витторино да Фельтре объяснялся продуктивностью тех принципов, на которых она базировалась, талантом, самоотверженностью и преданностью самого Витторино, а также той общественной поддержкой, которую он сумел получить.

Среди итальянских ранних социалистов-утопистов своими социально-педагогическими взглядами заметно выделяется Томазо Кампанелла. Итальянский философ, еретик и бунтарь. За работы по философии природы преследовался инквизицией. В 1602 г. был осужден на пожизненное заключение за участие в политическом заговоре. За 27 лет пребывания в неаполитанских тюрьмах написал ряд сочинений, в том числе «Город Солнца» — одно из наиболее полных и ярких изложений социальной утопии.

В трактате «Город Солнца» рисуется образец общества экономического и политического равенства. В нем нет частной собственности, все одинаково трудятся, имеют возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, так как основа общественного блага — забота об улучшении «породы людей».

Воспитание носит полностью общественный характер и одинаково для всех граждан государства. Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. Главой государства является наиболее образованный и ученый гражданин.

Семья уступает функции воспитания детей, их растят специальные служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности.

Благодаря правильно организованному воспитанию жители города отличаются хорошим здоровьем и привлекательностью. Все первоначальное обучение детей основано на наглядности. Предлагалось реализовывать данный принцип, изображая вещи и явления на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отражающей все науки…».

Девочки и мальчики, по мнению мыслителя, обучаются совместно. С 2 до 3 лет дети учатся говорить и учат азбуку, изучают родной язык, выполняют физические упражнения (бег, метание диска и др.).

Детей водят в мастерские, с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 — к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет — познают математику, медицину и др. науки. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)