История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)

Осуждая грубых учителей, Эразм писал: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа». Ученый-гуманист резко выступил против жестокости средневековой школы, которую называл «пыточной камерой, где ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани». «Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?» — спрашивает Эразм Роттердамский.

Эразм считал, что начинать воспитывать ребенка необходимо с раннего детства, лучше, если этим будут заниматься родители. Но если родители не могут это делать сами, тогда они должны подобрать ребенку хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку необходимо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание. Необходимо помнить и о физическом развитии воспитанника, заботиться о его режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх.

Начинать обучать ребенка, по мнению, Эразма Роттердамского необходимо с трех лет сначала языкам, к которым ребенок в детстве восприимчив. Но учить детей надо, играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, доказывал Эразм, так как он считал, что от этой познавательной психической функции зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении.

Педагог-гуманист постоянно напоминал учителям о том, что профессия воспитателя — наиболее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее. Поэтому сами учителя, прежде всего, должны быть по-настоящему воспитаны, образованны и подготовлены к своему делу.

Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое образование и в очень малом объеме естественнонаучные знания.

Одним из тех, кто оставил след в истории школы и педагогики Возрождения был Томас Мор (1478 — 1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его, привлекали греческие и латинские авторы.

Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии — фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №2 — Школа и педагогическая мысль в средние века)