История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

В числе средств народного воспитания широко использовались легенды о богатырях (асилках), былины, исторические предания, сказки, крылатые слова, пословицы и т. д. Белорусский фольклор богат почти на все формы этого жанра. Народ наделял своих героев лучшими моральными и духовными качествами, большой энергией и силой. Основным педагогическим мотивом сказок, баллад, преданий выступает победа добра над злом, что имело большую воспитательную силу.

Большое место в воспитании подрастающего поколения занимали языческая религия, народные обычаи, обряды и игры. Через них наследовались народное миропонимание, моральные принципы, нравственный этикет, закладывалось почитание родителей, уважение к старшим, дружба ровесников и др. Обрядовые песни, танцы, игры, заповеди несли культовое наследие, которое передавалось из поколения в поколение.

Образование Киевской Руси постепенно объединяло под своим началом различные племена, в том числе и те, которые положили начало белорусской народности. Население западных земель Древней Руси внесло значительный вклад в развитие древнерусской культуры и образования. Историки и археологи отмечают, что в связи с ростом городов и городского населения уровень грамотности был относительно высоким, развитию которого способствовали контакты с Византией, Болгарией и другими европейскими государствами.

Исторические факты и добытые археологами находки, убедительно служат подтверждением того, что грамота и письменность была распространена среди значительной части населения восточных славян и не была монополией лишь жителей крупных и средних городов. Доказательствами повсеместного распространения письменности являются найденные древние берестяные грамоты, расписки, торгово-ремесленные документы, приспособления для письма — «писало», чернильницы, металлические застежки от переплета книг и мн. др.

Как известно, письменность на восточнославянских землях существовала еще до принятия христианства. Русские князья трижды осаждали Константинополь, и свои договоры с побежденной стороной заключали на славянском языке.

Однако активному распространению грамотности и просвещения способствовали принятие среди славян официальной религии — христианства в 988 г. и возникновение нового письменного славянского (старославянского или староболгарского) языка. Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык, сделавшись единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии («един язык словенск», как он назван в древнерусских летописях), предназначался и для «учения книжного».

Христианская религия и церковь активно распространяли грамотность среди населения, и сами принимали непосредственное участие в просвещении народа. Многие священнослужители, приезжая из Византии владели несколькими языками, переписывали с греческого и латинского языков книги, создавали первые школы.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)