История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Вместе с новой религией на Русь проникли книги священного писания, полусветского содержания, некоторые элементы более высокой материальной византийской культуры. Влияние христианской церкви оказало огромное влияние на развитие строительства, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства, музыки, живописи.

Новая вера пришла на белорусские земли также из Византии. В целом распространение христианства происходило достаточно мирно. Однако язычество еще долго влияло на жизнь и быт наших предков, а многие языческие традиции сильны в современном обществе и до сих пор.

Реализация просветительской деятельности контролировалась и покровительствовалась великими русскими князьями — Владимиром Святым, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, которые осознавали великую силу образования и воспитания в деле самосохранения славянских народов в ходе многовековой борьбы за свою национальную независимость.

Благодаря их усилиям образование в древнерусском государстве в XI — XII вв. достигло достаточно высокого уровня. Основными центрами культуры были большие и малые города, монастыри и церкви, а распространителями образования — светские деятели, священники и монахи. Из первых русских летописей «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет» и «Поучение Владимира Мономаха» мы узнаем о том, что после принятия христианства князь Владимир приказывал брать детей у знатных родителей и отдавать их в «ученье книжное». Так в Киевской Руси было положено начало обучению по типу школьного.

В первую очередь детей учили грамоте и церковному песнопению, небольшими группами или индивидуально. Первые школы открывались лишь в больших городах при княжеских дворах. Первые учителя в этих школах, ссылаясь на многочисленные летописи, не имели специальной профессиональной подготовки, а владели лишь поверхностными педагогическими знаниями. И, тем не менее, это был настоящий прорыв в развитии школьного образования и педагогической мысли Древней Руси.

Распространению грамотности способствовало и то, что письменным языком стал не греческий, а славянский, тогда как у западноевропейских народов, которые восприняли христианство из Рима, языком письменности до XVII в. был непонятный широким народным массам латинский язык.

Одновременно с появлением письменности на Руси начали распространяться первые учебные пособия для овладения грамоты — азбуки. Обучение начиналось с заучивания наизусть всего алфавита, затем переходили к чтению (складыванию) слогов и только потом к чтению текста. Первым связным текстом, который читал ученик, была обычно Псалтирь (часть Библии). В качестве школьных учебников служили также Часослов и Апостол. О культурном уровне государства говорит то глубокое почтение, с которым люди того времени относились к книге. Книжный фонд Киевской Руси составлял 130 — 140 тыс. экземпляров.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)