История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

При взятии Полоцка русскими войсками в 1656 году его ученики приветствовали въезжавшего в город царя Алексея Михайловича виршами сочинения своего учителя. С. Полоцкий был замечен и приглашен в Москву как правщик, переводчик, а затем как наставник царских детей — Алексея, Федора, Софьи и малолетнего Петра.

В Москве С. Полоцкий прожил 16 лет. За эти годы он много писал, сочинял стихи и проповеди, создавал педагогические сочинения, переводил зарубежную литературу. Став одним из самых влиятельных людей в государстве, не раз выступал в качестве советника царя.

Будучи просветителем и горячим пропагандистом книгопечатания, С. Полоцкий в 1678 году открыл в Кремле типографию, в которой он как публицист-сатирик выпускал произведения обличавшие невежество, взяточничество, унижение и притеснение людей, обман и другие социальные пороки, присущие богатым бездельникам, распутным монахам и купцам.

В 1680 году С. Полоцкий принял активное участие в открытии в Москве Славяно-греко-латинской академии — первом русском высшем учебном заведении. Им, по поручению царя, был написан устав и программа нового учебного заведения, которое должно было быть организовано по типу Киевской академии. В уставе академии просветитель предусматривал изучение «семи свободных искусств», а также гражданских и духовных дисциплин, начиная с грамматики и философии и кончая гражданским правом.

Выдвигая на первый план образовательные задачи, С. Полоцкий видел академию в первую очередь как учебное заведение, которое стало бы оплотом православия и борьбы с ересями и отступничеством.

С. Полоцкий является одним из первых отечественных ученых, которые выдвинули целостную и оригинальную систему педагогических взглядов. Большое место в своей педагогической системе С. Полоцкий уделял значению философии, литературы и искусства в процессе формирования и обучения подрастающего человека.

Педагогическая система С. Полоцкого включала в себя большой круг проблем таких как: роль и значение воспитания в раннем возрасте, вопросы семейного, религиозного, трудового воспитания, необходимость воспитывающего обучения, роль личного примера в воспитании, меры поощрения и наказания ребенка, периодизация детского развития.

В соответствии со своими педагогическими взглядами С. Полоцкий выделил три основные этапа (семилетия) в жизни ребенка. В первое семилетие он считал, что ребенка необходимо учить родному языку, правдивости, формировать такие качества как доброта и справедливость. Во втором семилетии (с 7 до 14) дети должны овладевать грамотой, обучаться наукам и ремеслам. Третье семилетие (от 14 до 21) в жизни молодого человека должно быть посвящено гражданскому воспитанию и постижению мудрости.

Родители, по мнению С.Полоцкого, не должны уклоняться от воспитания своих чад, а дети должны беспрекословно слушаться своих родителей. Воспитывать детей необходимо через пример или словесное внушение, но если эти методы не помогают, то непокорных детей следует укрощать розгой, которая, как считал С. Полоцкий, не вредит здоровью ребенка, а лишь освобождает его душу от пороков.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)