История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

Свои педагогические взгляды С. Полоцкий отразил в таких произведениях, как «Книжица вопросам и ответом, иже в юности сущим зеле потребны суть», «Обед душевный», «Вечеря душевная», которые содержали передовые по тому времени мысли о воспитании и обучении подрастающего поколения.

Белорусский Джордано Бруно, так называли Казимира Лыщинского (1634 — 1689), который также является известным белорусским просветителем второй половины XVII века. За пропаганду антирелигиозных взглядов К. Лыщинский был приговорен католической церковью к сожжению. Его казнь была произведена в Варшаве. Он создал трактат «О несуществовании бога», в котором обличал католическую церковь. В своих общественно-политических взглядах К. Лыщинский был сторонником идей утопического социализма.

О педагогических взглядах белорусского атеиста известно мало. Однако есть сведения, что К. Лыщинский открыл собственную школу, в которой учил детей геометрии и новым наукам, за что его обвиняли в совращении детей дьявольской наукой.

Таким образом, анализ школы и педагогической мысли конца XVII века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на распространение на территории Беларуси идей Реформации и Просвещения, которые нашли свое отражение в прогрессивных общественно-политических и культурных концепциях передовых философов, педагогов и общественных деятелей, в целом белорусская педагогическая мысль развивалась в условиях феодального и национального гнета, католической экспансии, которые тормозили развитие белорусской национальной школы и просвещения.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)