История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

По преданию, у Владимира было несколько жен. Одной из них была вдова его старшего брата Ярополка — дочь Полоцкого князя красавица Рогнеда. Рогнеда родила Владимиру четырех сыновей и двух дочерей, но он все реже уделял ей свое внимание. Обиженная отсутствием внимания, Полоцкая княжна решилась на месть. Однажды, когда Владимир уснул, она хотела ударить его ножом. Но Владимир проснулся и схватил ее за руку. Владимир в гневе приказал одеть ей свадебное платье и готовиться к смерти. Когда он пришел казнить ее, навстречу ему шагнул старший сын Изяслав с мечом в детской руке. Ребенок смутил отца и после совета с боярами Владимир выслал Рогнеду и Изяслава в пределы Полоцкого княжества, приказав построить для них город, названный именем сына — Изяславль.

Важную роль в развитии образования Полоцкой земли сыграла внучка легендарного полоцкого князя Всеслава Чародея — Ефросиния Полоцкая (1110 — 1173). Она была очень образованным человеком своего времени. В 12 летнем возрасте княжна Предслава отреклась от светской жизни, тайно уйдя от родителей в монастырь и приняв там постриг. Поселившись в Софийском соборе в Полоцке, она взяла себе имя Ефросиния Полоцкая собрала вокруг себя самых образованных и талантливых людей своего времени и показала личный пример на ниве просвещения и письменности.

Молодая монашка принялась переписывать церковные книги. В основном это были святые книги, фрагменты византийских хроник и отечественных летописей. Эта работа была очень тяжелой и трудоемкой, исключительно мужской, но князевна придала этому делу широкий размах и создала специальную библиотеку. Она сложила полоцкую летопись, писала стихи, переводила литературу с греческого и латинского языка, была автором двух монастырских уставов, вела переписку с Византией.

Основав два монастыря, один из которых был женским, Ефросиния при нем открыла школу, где большое внимание уделяла обучению девушек-монахинь. Она не только учила своих послушниц чтению и письму, но и стремилась воспитать в них лучшие человеческие моральные и духовные качества. В организованной ею школе юные кроме чтения, письма, цифири (счета) и пения изучали греческий и латинский языки, приобретали сведения о природе, медицине, риторике и из других областей знаний.

Таким образом, монахиня стремилась укоренить в образовании моральные взгляды, которые веками формировались народной педагогикой, а позднее церковью. Необходимо отметить, что свою женскую школу она открыла значительно раньше, чем аналогичные учебные заведения при женских монастырях в Киеве и Суздале.

Неизвестный автор конца XII — начала XIII вв., который описал «Житие Ефросинии Полоцкой», с гордостью называет князевну великой просветительницей Полоцкой земли, неоднократно подчеркивая ее активную социально-педагогическую деятельность.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)