История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)

1. Общая характеристика воспитания и просвещения в древне-белорусских землях. Роль христианства в развитии образования и педагогической мысли белорусов в IX — XII вв.

1. На протяжении многовековой истории белорусский народ прошел великий и трудный путь своего социально-экономического и культурного развития. С глубокой древности на территории современной Беларуси жили славянские племена — кривичи, дреговичи, радимичи и др. Они осели на самых больших реках Восточной Европы — Неман, Западная Двина, Днепр, Сож, Припять и многочисленных их притоках. Первые славянские племена появились здесь со второй половины I тысячелетия (VI — VII вв.).

Экономическому развитию этих территорий способствовали удачное географическое расположение и богатые природные ресурсы. Основными сферами деятельности древних белорусов были земледелие и скотоводство. В процессе становления феодальных отношений постепенно складывалась старославянская народность.

Первые письменные источники о восточнославянских племенах, которые жили на современной территории Беларуси, известны из «Повести временных лет» (Нестор 1113 г.). А первые упоминания о племенном союзе кривичей относятся к 859 году.

Для древних славянских племен было характерно гостеприимство, в них легко принимали «чужаков», терпимо относись к другим народам, языкам, обычаям и верованиям. Государственная власть в восточнославянских племенах складывалась в условиях существования полиэтничной культуры, мирно ассимилировав нравы и обычаи иноязычных племен. Однако это не мешало каждому славянскому племени, а затем и княжеству иметь отличную о других духовную культуру.

За свою длительную историю прославяне, а затем и славяне выработали свою практику воспитания, создали педагогическую культуру, которая шла из глубины трудовой жизни народа. В заботе о воспитании подрастающего поколения органично сочетались философские, нравственные, эстетические понятия и ими обусловленные педагогические взгляды, так или иначе воздействовавшие на весь уклад жизни человека. Формировались приемы передачи детям трудовых, бытовых и природоохранных навыков. Дети воспитывались в процессе жизни, трудовой деятельности, суровых условиях быта и природы.

Воспитание у древних белорусов было свободным, естественным и природосообразным, дифференцированным по полу и возрасту. По своим целям и форме оно носило практикоориентированный характер. Детей обучали пахать, охотиться на зверя, владеть оружием, чтобы защищать племена от врагов, определенному ремеслу.

Развитие материальной и духовной культуры древних славян во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта, играла важную роль в подготовке подрастающего поколения.

Народная педагогика является наследием общей культуры Древней Руси, явившейся колыбелью школы, просвещения и педагогики трех братских восточнославянских народов — русского, белорусского и украинского.

Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, песнях, закличках, дразнилках, считалках, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №4 — Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века)