История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

Обучая джентльмена, учитель должен соблюдать определенные правила. Первым правилом является развитие у ребенка любознательности и живого интереса к преподаваемому предмету. «Добейтесь того, — писал Локк, — чтобы не воспитателю приходилось звать детей учиться, а чтобы они сами просили его поучить их, и тогда они станут чувствовать себя свободными в выборе и будут увлечены учебой так же, как игрой». Вторым правилом является приучение ребенка к самоконтролю и саморефлексии над собой и своими поступками.

В отличие от Я.А. Коменского, который считал обязательным и необходимым воспитывать и обучать детей в школьном коллективе, Локк категорически настаивал на том, чтобы воспитание и обучение джентльмена проходило исключительно индивидуально и в домашней обстановке. По его мнению, школа это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных мальчиков всякого сословия», и будущего джентльмена необходимо изолировать от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, а процесс воспитания поручить, исходя из практики аристократических семейств, хорошо подготовленному воспитателю.

Ограниченность взглядов Локка отразилась и в вопросах образования детей рабочих. По его мнению, дети рабочего люда ложатся бременем на общество. Для таких детей необходимо создавать специальные «рабочие школы, где, получив скудное питание, дети обязаны работать, продавать свои изделия и окупать свое содержание.

Несмотря на то, что взгляды Джона Локка по некоторым вопросам отличались двойственностью и исторической ограниченностью, он внес в историю педагогики новые педагогические идеи, которые в дальнейшем были изучены и критически осмыслены французскими просветителями XVIII в. и другими прогрессивными педагогами Европы и России XIX — XX вв.

Основные работы

«Опыт о человеческом разуме» — 1690

«Мысли о воспитании» — 1693

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)