История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)

Таким образом, Гельвеций полагал, что необходимо коренным образом перестроить систему воспитания и обучения, сделать школу светской и государственной, искоренить засилье религии и схоластики, вооружить ребенка реальными знаниями, признать право женщины на образование.

Он искренне надеялся, что в результате правильно организованного просвещения и воспитания будет создано новое и справедливое общество, в котором будут счастливо жить настоящие патриоты своей родины, соединяющие в себе идею личного блага и благо нации.

Другим выдающимся представителем французского материализма XVIII в. был Дени Дидро. Сын зажиточного ремесленника, он решительно отказался от карьеры священника и предпочел творческую работу и свободную от ханжеских регламентаций жизнь. Признанный лидер философского кружка французских просветителей, он был наиболее последовательным в своих философских, политических и педагогических взглядах. Его философское наследие отличают ясность и художественная выразительность. Дидро тонко чувствовал неисчерпаемость процесса познания, его рассуждениям чужда упрощенная односторонность. Он всегда предпочитал умное философское сомнение слепой уверенности в собственной правоте.

По приглашению Екатерины II, уже знаменитый философ, Дидро посетил Россию, где давал русской императрице смелые до дерзости советы государственного переустройства и план организации в России народного образования «План университета для России» (1775).

Основные философские идеи Дидро связаны с раскрытием материалистической картины мира и идеей самодвижения материи. Так же как и его предшественники был сенсуалистом, считал исходным источником познания человеческие чувства. Однако, он полагал, что органы чувств — это лишь свидетели, а основным результатом деятельности разума на основе полученных знаний есть суждение.

Целью воспитания Дидро считал формирование честного и здорового человека, обладающего твердостью суждений, справедливостью, здравым, просвещенным, обширным умом, вкусом ко всему «истинному, прекрасному, великому и доброму».

Высоко оценивая роль воспитания в процессе развития личности, однако, Дидро решительно опровергал положение Гельвеция о всемогуществе воспитания. Он полагал, что «воспитание не всесильно, но оно означает очень многое». Воспитание может и должно, по мысли Дидро, развивать хорошие природные задатки и заглушить дурные, учитывать индивидуальные и физические особенности развития ребенка. Дидро был убежден, что хорошие природные задатки имеются не только у избранных, он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.

Будучи сторонником просвещения широких народных масс, Дидро с горечью замечал, что дурной общественный строй лишает детей народа правильного воспитания и не дает возможности проявить и реализовать свои таланты.

Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания. Он настаивал на реорганизации всей системы образования в стране на принципах доступности, равенства и свободы. Дидро настаивал на том, чтобы школы находились в ведении государства, были бесплатными и обязательными для всех слоев населения, обеспечены бесплатным общественным питанием и учебниками.

В области школьного образования Дидро последовательно развивал радикальные требования передовой буржуазии того времени, выдвигая идею реального образования, основанную на научных знаниях в области математики, физики, химии, естествознания и астрономии.

Таким образом, французские просветители остро поставили вопрос об изменении всей существующей системы образования, возлагали большие надежды на общественное образование, объявляли его главным приоритетом социального прогресса. Их педагогические взгляды

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №5 — Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII — XVIII веках)