История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)

Большой интерес и в наше время имеют мысли Э. Меймана об умственном воспитании, его соображения о гигиене школьной работы и о влиянии на ученика школьной и внешкольной жизни. В основу своей педагогики он ввел также этику и эстетику. Им был написан трехтомный систематический курс «Лекций по введению в экспериментальную педагогику». Альфред Бине (1857 -1911), анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается.

Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьников. А. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что ученик должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в так называемых гомогенных классах, объединяющих учащихся со сходными уровнем развития и способностями.

А. Бине утверждал, что в процессе воспитания, следует прежде всего, опираться на врожденные данные. Социальную среду как фактор воспитания А. Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко расценивал роль педагогического примера. Видным представителем экспериментальной педагогики в США был Эдуард Торндайк (1874 — 1949).

В американской психолого-педагогической науке доминировала им разработанная теория бихевиоризма, согласно которой поведение человека — чисто внешние реакции организма, вызываемые стимулами и закрепляемые многократными упражнениями. Таким образом, все воспитание сводится к дрессировке — развитию желательных реакций на определенные стимулы, игнорируются социальные основания поведения человека в процессе воспитания.

В школьной практике США экспериментальная педагогика сводилась главным образом к тестовому изучению коэффициента умственного развития ребенка и организации обучения путем его широкой дифференциации и индивидуализации. Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование.

Эксперименталисты полагали, что использование этих методик дает возможность вырабатывать педагогические и психологические нормативы, на основе которых можно организовать процесс обучения и воспитания объективно и научно.

Возникновение экспериментальной педагогики послужило важным импульсом развития науки о детях — педологии, которая представляла собой синтез психологических, биологических и социальных знаний о развитии ребенка и основывалась на представлении о нем как о субъекте, судьба которого предопределена наследственностью и влиянием общественной среды. Необходимо лишь изучить и измерить оба эти фактора, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Оптимистические прогнозы экспериментальной педагогики часто не согласовывались с педагогической действительностью. В известной мере это объяснялось недостаточной корректностью научного обобщения результатов исследования. В этой связи М. Монтессори писала «Мы полагали, что, таская камни… экспериментирования к искрошившимся стенам старой школы, мы сможем перестроить ее… но этого мало. Для практического улучшения школы необходимо действительное слияние … теории и практики».

 

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)