Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1

ПОНЯТИЕ БОЛЕЗНИ, ПРИЧИНЫ И СТАДИИ БОЛЕЗНИ

Болезнь — это процесс, который развивается в организме человека под воздействием разных внутренних и внешних неблагоприятных факторов и сопровождается острыми или хроническими расстройствами жизнедеятельности организма и ослаблением его защитных реакций. Болезнь приносит человеку физические и психологические страдания, снижает умственную и физическую трудоспособность. Болезни бывают острые и хронические. Острые имеют ограниченное по времени течение, хронические могут сопровождать человека всю жизнь, хотя возможно и полное выздоровление.

Периоды острого заболевания:

– скрытый (латентный, инкубационный), во время которого в организме протекают процессы, внешне не ощущаемые больным;

– продромальный период — промежуток времени от появления первых признаков болезни до ее полного развития;

– период полного развития болезни;

– период выздоровления.

При хронической форме заболевания выделяются те же периоды, но исход не всегда заканчивается выздоровлением. В течении хронического заболевания выделяют фазы рецидива или обострения болезни, когда все ее симптомы приобретают выраженный характер, а также фазы ремиссии — значительно нарастающего улучшения состояния больного до полного восстановления трудоспособности человека.

В развитии заболевания могут возникать осложнения — изменения в органах и системах, которые ранее не были вовлечены в патологический процесс. Осложнения исчезают при выздоровлении.

Исход острого заболевания — выздоровление, смерть, переход в хроническую форму. Исход хронического заболевания не всегда бывает летальным.

Наука, изучающая закономерности возникновения, причины и механизмы развития заболеваний, отдельных патологических процессов и состояний, называется патологией.

Наука, исследующая условия и причины возникновения заболеваний, называется этиологией.

Причины заболеваний:

– экзогенные (внешние) — вызванные внешней средой

– эндогенные (внутренние) — вызванные внутренними факторами

Внешние и внутренние причины заболеваний подразделяются на:

– механические — травмы, ранения, переломы, сотрясения и.п.;

– физические — изменения температуры, влажности, атмосферного давления, воздействия электрического тока, света, радиации и др.;

– химические — воздействие на организм различных химических веществ;

– биологические — различные возбудители — патогенные (вирусы, микробы, грибки) и др.;

– психические — воздействия на центральную нервную систему;

– нарушения питания — недостаточное или избыточное поступление в организм питательных веществ (гипо- и авитаминозы, гипотрофии, снижение иммунитета, ожирение, нарушение обмена веществ.);

– социальные — неудовлетворительные условия жизни и труда, временные производственные условия;

– генетические — передающиеся по наследству.

Каждое заболевание проявляется свойственными для него признаками (симптомами), которые выявляются при помощи клинических методов обследования.

Симптомы делятся на объективные и субъективные.

Объективные симптомы — признаки болезни, которые выявляются при непосредственном визуальном и инструментальном обследовании больного (повышение АД, изменение ЭКГ, увеличение сердца, печени и др.

Субъективные симптомы — ощущения больного (боль в грудной клетке, слабость).

Синдром — сочетание разных, но тесно связанных между собой симптомов (при заболевании легких и бронхов наблюдается сочетание кашля, мокроты.)

Знание симптомов и синдромов заболеваний необходимо для правильного установления диагноза и назначения рационального лечения.

Ситуации, когда больному или пострадавшему в чрезвычайных ситуациях необходимо оказать срочную доврачебную помощь, довольно часты. В таких случаях требуется не только быстрая реакция того, кто оказывает эту помощь, но и достаточные знания, твердость, решительность, умение его быстро и точно сориентироваться в жалобах больного и объективных симптомах заболевания. Заболевания внутренних органов, которые требуют неотложной помощи, условно можно разделить на несколько групп. Одна из них — острые нарушения дыхания в результате закупорки верхних дыхательных путей (дифтерия гортани), отек Квинке, отек гортани и трахеи, вдыхание инородного тела; острая недостаточность дыхание при закупорке бронхиального дерева (бронхиальная астма, астматический статус); острая дыхательная недостаточность, сопровождающаяся резким изменением функции легких (тромбоэмболия легких, спонтанный пневмоторакс, острые пневмонии и др.). Следует отметить также острую сердечно- сосудистую недостаточность, которая сопровождает отек легких, кардиогенный шок и др.; боли в грудной клетке и брюшной полости (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночные и почечные колики; коматозные состояния (при сахарном диабете, уремии, отравлениях лекарственными препаратами, сильнодействующими веществами, алкоголем и его суррогатами, ядовитыми ядовитыми растениями и ядами животных); кровотечения (кровохарканье и ле6гочное кровотечение, желудочно-кишечное кровотечение); аллергические реакции; внутренние травматические повреждения и т.д.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1