Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1

МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ

При обследовании больного пользуются субъективными и объективными методами.

Субъективные методы обследования основаны на анамнезе, т.е. на расспросе больного, который вспоминает о признаках начала и течения болезни. Расспрос начинают с выявления возраста, пола, места жительства, профессии и места работы. Далее выслушивают жалобы больного, выясняют анамнез болезни и жизни, данные о наследственности, перенесенных заболеваниях и вредных привычках.

Объективные методы обследования больных можно разделить на 4 группы:

1. основные методы, включающий наружный осмотр, ощупывание, выстукивание и выслушивание

2. вспомогательные методы (измерение температуры тела, роста, веса, окружности груди, определение количества мочи, мокроты)

3. лабораторные методы (исследование крови, мочи, желудочное содержимое, мокрота и т.д.)

4. инструментальные методы (измерение АД, рентгеноскопия, рентгенография, томография, ЭКГ и др.)

Наружный осмотр — позволяет выяснить, ходячий или лежачий больной, чтобы назначить ему определенный двигательный режим и соответствующий уход.

Выражение лица обычно отражает состояние больного. Страдальческое выражение свидетельствует о наличии болей и тяжелого заболевания. Спокойное выражение указывает на отсутствие болей и хорошее состояние больного. Отеки, возникающие по утрам на лице в области век, чаще всего говорят о заболевании почек. Синюшность губ, кончика носа и мочек ушей является признаками тяжелой сердечной болезни. При тяжелых заболеваниях органов брюшной полости лицо приобретает страдальческое выражение, кожа покрывается холодным липким потом, черты лица заострены, глаза западают. Такое лицо известно как лицо Гиппократа.

Реакция зрачков на свет определяют, поставив больного против источника света. У здорового человека под влиянием света расширенны зрачки быстро сужаются. Реакция на свет может отсутствовать при патологических процессах в головном мозгу, коматозных состояниях, отравлениях морфином, атропином и другими ядами. Зрачки могут быть неравномерны при патологических процессах в головном мозге.

Телосложение — это сочетание роста, формы тела, строения скелета, развития мускулатуры и упитанности. В пределах физиологической нормы рост человека колеблется от 139 до 195 см.

Осмотр кожи должен проводиться по всей поверхности тела, так как при некоторых заболеваниях изменения могут возникать только на отдельных ее участках. При осмотре обращают внимание на изменение цвета, тургора, влажности кожи, наличие сыпи, кровоизлияний, состояние волосяного покрова. Бледность кожи может вызываться малокровием, слабым развитием сосудов и т.д. Покраснение кожи зависит от расширения сосудов. Цианоз, или синюха — это посинение кожи и слизистых оболочек, связанное с высоким содержанием в крови углекислоты, при котором кровь приобретает синюшный оттенок. Прежде всего цианоз выявляется на слизистых оболочках, а затем в местах с тонкой кожей (кончик носа, мочки ушей, под ногтями). Желтуха — это окрашивание в желтый цвет кожи, слизистых оболочек и склер лаз, вызванное накоплением в крови билирубина и отложением в тканях.

Кожные сыпи могут сопутствовать различными заболеваниям. Сыпь — это появление на коже и слизистых оболочках пятен, пузырьков, узелков, гнойчиков при воздействии на организм различных внешних и внутренних факторов. Пятно — это ограниченный участок кожи необычного цвета, который не возвышается над поверхностью и возникает вследствие местного расширения сосудов. Розеолы — мелкие пятнышки круглой формы бледно-розового или розовато-красного цвета размером 2-3 мм в диаметре. Возникают вследствие местного расширения капилляров кожи. Характерны для брюшного тифа и паратифов. Петехии — мелкие пятнышки величиной от 2 до 5 мм в диаметре, по форме и цвету напоминают розеолы, но при надавливании пальцем не исчезают, так как возникновение их связано с местным кровоизлиянием в кожу капилляров. Эритема, или краснота, — ограниченное или разлитое покраснение кожи при воздействии лучевого, химического, теплового, инфекционного и других факторов. Бывает при скарлатине, рожистом воспалении и других инфекционных заболеваниях. Отеки – это скопление избыточной жидкости в тканях и полостях организма. Возникает иногда в коже, подкожной жировой клетчатке, плевральной и брюшной полости, околосердечной сумке и между тканевой и жидкой частью кожи.

Осмотром полости рта завершается наружный осмотр больного. Изменение слизистых оболочек полости рта наблюдается при многих заболеваниях. При осмотре обращают внимание на состояние десен, щек, языка и зева, на наличие красноты кровоточивости.

Пальпация, или ощупывание, помогает определить форму исследуемого органа, консистенцию, характер поверхности, величину, положение и отношению к близлежащим органам, местную температуру, состояние кожи. По реакции больного, выражающей мимикой лица или рефлекторными движением, определяется чувствительность или болезненность органа.

Перкуссия, или выстукивание — это метод обследования, состоящий, в постукивании по участкам тела с целью определения по характеру возникающего при этом звуки физических свойств органов, расположенных под местом выстукивания.

Аускультация, или выслушивание — это обследование внутренних органов методом выслушивания и оценки возникающих в них звуковых явлений. Аускультация может быть непосредственной, при которой ухо прикладывается непосредственно к телу больного, и посредственной, т.е. с применением акустических приборов — стетоскопа и фонендоскопа. С помощью аускультации оценивают тоны и выявляют шумы сердца, дыхательные шумы в легких, перистальтику кишечника.

Лабораторные методы применяются для исследования крови и выделений организма (мочи, испражнений, мокроты, желудочного и дуоденального содержимого и др.). При лабораторной диагностике применяются химические, микроскопические и бактериологические методы исследования.

Инструментальные методы обследования больных используются для выявления изменений, которые нельзя обнаружить другими методами. С этой целью применяются различные инструменты и приборы от простейших (для измерения температуры тела, взвешивания и пр.) до очень сложных (для электрофизиологических исследований).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите цели и задачи доврачебной помощи.

3. Перечислите основные причины возникновения заболевания.

4. Что называется симптомом и синдромом?

5. Назовите основные методы обследования больных.

Вы здесь: Главная Педагогика Социальная педагогика Лекции по курсу “Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей”.Часть 1