Лекция на тему “Политическая культура и идеология”

Политическое поведение и участие

Политическое поведение- это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм

Основные особенности массового политического поведения:

· Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).

· Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).

· Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).

· Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).

· Отказ от личной ответственности.

Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Разновидности-действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистская деятельность по поддержке кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; партийная деятельность и т. д. Противоположностью политического участия является абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам. Рост абсентеизма является индикатором утраты легитимности власти.

Существуют различные варианты классификации политического участия:

Английский ученый А. Марш по влиянию на политическую систему выделяет:

1. ортодоксальное — участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования к ней, выраженные в законных формах;

2. неортодоксальное — несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы; (бойкоты, забастовки)

3. политические преступления — политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (захват помещений, заложников, саботаж, убийства, войны)

По отношению к действующему закону У. Милбрайт (США) выделяет:

1. конвенциональное (легальное и регулируемое законом)- голосование, участие в работе политических партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами.

2. неконвенциональное (незаконное или отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям)- участие в демонстрациях, бунты, протесты против власти, отказ от повиновения и т. п.

А) ненасильственное — демонстрации, пикеты, митинги

В) насильственное– бунт, терроризм

По уровню активности можно подразделить политическое участие на:

- активное

- пассивное

По форме участия и степени активности выделяют такие виды политического участия как:

- активно- приемлемые — участие в выборных органах, партиях; лоббизм, демонстрации

- пассивно- приемлемые — повиновение закону, голосование

- активно-неприемлемые — насилие, дезорганизация, подкуп должностных лиц

- пассивно-неприемлемые — пренебрежение к закону

По мотивации и характеру участия:

- автономное (свободная и добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы)

- мобилизационное — носит принудительный характер, стимулами политической активности становятся страх, традиции, административное принуждение и т. п, то есть по сути — квазиучастие, присущее тоталитарным и авторитарным обществам

По степени интенсивности — политическое участие может быть -

- систематическим или

- эпизодическим

В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм).

С точки зрения соответствия направленности гражданских поступков общепринятым в политической системе ценностям и нормам «политической игры» говорят о нормативных формах политического поведения (ориентирующихся на господствующие принципы) и девиантных (отклоняющихся от них). Там, где воздействие идеологии стимулирует рутинные, постоянно повторяющиеся мотивы и действия граждан, принято выделять традиционные формы политического поведения и противостоящие им инновационные способы практического дости­жения политических целей (в которых преобладают творческие формы политической активности).

Как особый вид политического участия рассматривают политическое лидерство.

Особенности политического лидерства:

- политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок;

- политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений;

- между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

- политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути — за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.

Политическое участие следует отличать от политической деятельности. Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянное, зачастую профессиональное участие в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций.

Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания влияния на политический процесс, участие в политических собраниях, акциях, политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения. Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.

Теории политического участия

Одной из наиболее распространенных является теория рационального выбора. Основное положение данной теории заключается в том, что политическое участие обусловлено стремлением свободного индивида к максимальной реализации своих интересов и целей. Таким образом, участие индивида в политике возможно тогда, когда возможные доходы от участия будут превышать его издержки. Основываясь на этом положении, американский исследователь Э. Даунс предложил следующую формулу рационального участия:

R=pB-C+D, где

R- чистая прибыль от участия в выборах;

p — вероятность того, что голос данного избирателя будет решающим;

B — политическая выгода от участия в выборах;

C — возможные затраты;

D — непосредственная выгода от участия в голосовании.

Мотивационные теории политического участия исходят из того, что в основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация.

Мотив (от лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета или отрицательных, связанных с неполнотой достижения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.

Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важным можно отнести следующие: волевые установки (воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий), степень эмоциональности, импульсивности поведения, соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации, темперамент (темперамент — индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств), реактивные пороги (порог — это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида), наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения, степень психологической самодостаточности, фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни.

Наряду с проявлением глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В ряду подобных мотивов политического участия можно выделить

- Нормативные мотивы — обуславливают политическое поведение человека по правилам, установленным политической системой, вне соотнесения с личностными ценностями и установками. Индивид признает силу власти и рассматривает подчинение как единственно правильную ориентацию

- Ролевые мотивы — предопределяются социальной ролью индивида в существующей политической системе и зависят от его социального положения и самооценки

В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду (государство, класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить:

статус — устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы);

роль — особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности;

форма поведения — комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей.

Мотивы политического участия в интерпретации сторонников «гуманистической» психологии (А. Маслоу) определяются иерархией потребностей, присущих личности

- физиологические — потребность повышения жизненного уровня

- потребность в безопасности — стремление к социальному миру, порядку и законности

- потребность в любви — потребность в социальной идентичности, сопричастности

- потребность в самоутверждении — в повышение социального статуса и престижа

- потребность в самоактуализации — потребность выражения и реализации интересов в политике

По мере удовлетворения низших потребностей, действия человека начинают определять высшие потребности и наоборот — не реализованные первичные потребности определяют направленность политического поведения — т.е. люди выступают за повышение жизненного уровня, социальную защиту и безопасность.

Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта объясняет изменение политического поведения в стабильном, экономически развитом обществе сдвигом, который происходит в сторону постматериальных ценностей, когда на первый план выходят потребности в улучшении качества жизни, экологии, гармонизации социальных отношений и т.д.

Третью группу теорий составляют теории социальных факторов. Политическое поведение в контексте данных теорий выступает в качестве производной социальных факторов, таких, как институализация, уровень социально — экономического равенства, социальная мобильность и т. д.

С. Липсет выделяет 2 модели взаимосвязи политического участия с социальными факторами

- Либеральную — рост социально-экономического развития обеспечивает стабильность общества и определяет демократический характер политического участия

- Популистскую — политическое участие направлено на перераспределение имущественных благ и собственности, что препятствует экономической модернизации и ведет к подрыву стабильности.

Взаимосвязь политического участия и стабильности исследовал также С. Хантингтон- в своей работе «Политический порядок в меняющихся обществах» он выводит следующую формулу взаимодействия политического участия и стабильности:

- Политическое участие = политическая нестабильность

Политическая Институционализация

- Социальная фрустрация = политическое участие

Мобильность

- Социальная мобилизация = социальная фрустрация

Экономическое развитие

Таким образом, С. Хантингтон считает, что в модернизирующихся обществах обеспечение стабильности должно быть связано с ограничением роли политического участия масс, которое в противном случае подорвет надежность политических институтов.

При этом, парадокс заключается в том, что неудовлетворенность масс своим положением в условиях переходного периода неизбежно увеличивает массовые запросы на участие в политическом процессе. Рост индивидуальных и групповых претензий в отсутствие сильных и адаптивных политических институтов означает нестабильность и насилие

В структуре политического поведения выделяют также протестные формы поведения. Политический протест- это проявление негативного отношения к политической системе, ее элементам и проявлениям в открыто демонстрируемой форме.

К протестным формам поведения можно отнести демонстрации, митинги, забастовки, различного рода насильственные акции.

Наиболее экстремальной формой политического протеста является политический терроризм — оппозиционная деятельность экстремистских организаций и отдельных личностей, имеющая своей целью применение насилия для запугивания власти и общества. Отличительной особенностью терроризма является проведение таких акций, которые рассчитаны, на то, чтобы вызвать широкий резонанс, принудить власть к принятию определенных решений.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекция на тему “Политическая культура и идеология”