Лекция по элитологии

Лекция 1. Теоретико-методологические основы элитологии.


1. Предмет и объект науки. Уровни исследования элитизма.

2. Понятие «элита», эволюция теорий элитизма.

3. Методы и методология в элитологии

4. Основные подходы и направления современной науки в исследовании элитизма.


1. В последние десятилетия термин «элита» не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite — лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования «избранных людей», прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества. Затем понятие стали использовать в генетике, биологии и других естественнонаучных дисциплинах. В общественных науках термин «элита» не применялся широко до конца XIX — начала XX вв. (т.е. до появления работ В. Парето), а в США — даже до 30-х годов нашего столетия. По мере институционализации науки определялись основные направления в изучении элит — история политической мысли, теории элит, социология элит и т.п., формировался объект и предмет элитологии.

Объект-элита: вся элита, отдельные виды элит, отдельная личность

Предмет — закономерности становления и функционирования элиты

Уровни исследования-

1. общие закономерности становления, развития и смены элит, понятия и категории

2. специальные теории- лидерства, элитообразования, методов политической деятельности

3. конкретные эмпирические исследования

2. Если попытаться рассмотреть различные современные точки зрения на понятие «элита», то получится довольно пестрая картина. Элитой именуются:

1) получившие наивысший индекс в области их деятельности (В. Парето);

2) наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть — организованное меньшинство общества (Г. Моска);

3) лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом (Г. Лассуэлл);

4) люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Ж. Боден);

5) наивысшим чувством ответственности (X. Ортега и Гассет);

6) лица, обладающие позициями власти (А. Этциони);

7) формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Т. Дай);

8) меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющее наибольший вес и влияние (С. Келлер);

9) «боговдохновенные» (которые откликнулись на «Высший призыв» (Л. Фрейнд);

10) харизматические личности (М. Вебер);

11) творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (А. Тойнби);

12) сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущие позиции в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элиты) — сторонники теории элитного плюрализма;

13) наиболее квалифицированные специалисты менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления (представителя технологического детерминизма) и многие другие определения. Широкое хождение приобрел и термин «субэлита», сторонники которого отстаивают пирамидальную модель общества, а также «контрэлита» — для обозначения лидеров социальных низов.

Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др. Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл «элитой», а Г. Моска «политическим классом», осуществляет руководство «некомпетентными» массами.

Три качества, по мнению Г. Моска, открывает доступ к политическому классу, к элите — военная доблесть, богатство, священничество. Позже он уточнил, что этот класс должен создаваться на основе ума, способностей, богатства. Г. Моска описывает три способа, которыми политический класс закрепляет власть и обновляет себя — наследование, выборы, кооптация. Основываясь на историческом методе, Моска разрабатывает закон социальной дихотомии общества, который можно интерпретировать следующим образом: везде возникают два класса: класс правящий и класс управляемый. Первый — всегда малочисленнее, он выполняет все политические функции, монополизирует власть и извлекает выгоду из своей власти, в то время как другой, более многочисленный, и управляется, и контролируется пер классом, при этом таким способом, который является более или менее легальным либо более или менее произвольным и насильственным и который обеспечивает первому классу материальные возможности для существования, а такие жизненно необходимые средства для функционирования политического организма. В дальнейшем этот тезис конкретизируется: во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство осуществляется особым, организованным меньшинством — «политическим классом».

В работах крупного итальянского политолога В. Парето общество предстает в виде пирамиды с элитой на вершине. В. Парето приписывал управляющим два главных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо. Сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории.

Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс, люди обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей.

Долгое время против понятия «политическая элита» по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно неприемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее понятие «элита» ныне прочно утвердилось в социологической и политической литературе.

В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию «элита» — «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги».

3. Методы исследования элит состоят из многообразия общенаучных и социальных методов. Не существует какого-либо одного метода, способного в ходе своего применения дать адекватную и единственно верную картину политической реальности, поскольку она формируется в результате взаимодействия и дополнения различных методов и процедур. В исследовании политики применяются следующие методы:

· Диалектический метод, сущность которого состоит в отражении и выявлении компонентов и структур политического объекта не одномоментно, а в развитии.

· Бихевиористский метод- т.е. стремление к обнаружению элементов однообразия в политическом поведении, их обобщение и выражение в теориях и моделях;

· Сравнительный (компаративный) метод известен со времен Аристотеля и Платона. Его сторонники исходят из постулата, согласно которому для всех обществ независимо от уровня их развития характерны некие общие элементы и параметры.

· Системный метод рассматривает объект как часть целого, так как система состоит из многих частей и они находятся во взаимодействии друг с другом.

· Методы эмпирического познания: описание, анкетирование, опросы.

Методология представляет собой комплекс правил и критериев интерпретации фактов, исследовательских планов, приемов сбора данных и т.д. Очевидно, что методология тесно связана с теорией, которая в свою очередь является частью господствующей в данный период общественно-политической парадигмы. Основные типы методов сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли. Периодизация развития методологии политической науки и исследования элит может быть представлена следующим образом:

· классический период (до XIX в.) связан преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;

· институциональный период (XIX — начало XX вв.), когда на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно институциональный методы;

· бихевиористский (от англ. "behavior" — поведение) период (20-70 гг.) — время активного внедрения количественных методов;

· постбихевиористский период (последняя треть XX вв.), характеризующийся сочетанием "традиционных" и "новых" методов.

4. Подходы западных политологов к определению понятия «элита» весьма различны. Недаром отмечается, что все пишущие об элите интуитивно понимают, о чем идет речь, но, как только предпринимаются попытки выработать дефиницию, начинаются разногласия и разночтения. Но если все же сгруппировать эти определения, то выявятся два подхода к данной проблеме: ценностный (аксиологический) и структурно-функциональный. Сторонники первого объясняют существование элиты неким «превосходством» (интеллектуальным, моральным и т.д.) одних людей над другими, второго — исключительной важностью функций управления, которые определяют исключительность роли людей, выполняющих эти функции.

В современной элитологии большое распространение получили такие методы как

1. социологический — статистические методы, эмпирические методы

2. антропологический — природа человека, связь типа человека и политики

3. психологический — психобиографический и психоисторичекий

4. методы герменевтики — не только объективная сторона, но и скрытый смысл: символический интеракционизм, феноменология- восприятие действительности зависит от интерпретации

5. семиотические методы — исследование знаковых систем, символики

6. теория социального конфликта- кофликт интересов на почве социального неравенства и борьбы за ценности и статусные привилегии

7. теория обмена- социальное действие является продуктом обмена, на основе стимула, ценности и т.п.

8. системный- в котором используются методы экспертных оценок, политического и математического моделирования, коммуникативный и т.д.

Таким образом, элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т. д. Но политическая элита — это не просто сумма правителей и властителей. Это образование более сложное. Суть не только в том, что ее члены концентрируют в своих руках власть путем монополизации права на принятие решений, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена. Политическая элита — это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекция по элитологии