Лекция по террологии

Блокирование террористических организаций

Блокирование террористических организаций осуществляется в таких формах, как согласование идейно-политических позиций, стратегических и тактических установок (путем проведения координационных совещаний, создания координационных органов и т. д.); обмен информацией; оказание взаимной помощи в организации террористической деятельности (приобретение необходимых ' документов, средств совершения отдельных акций, подготовка террористов в учебных центрах, предоставление укрытий и т. д.); согласование проводимых насильственных акций и др. Одной из организационных форм блокирования является создание более или менее стабильных объединений или единых организаций. Например, на базе блокирования шести групп и организаций суннитских исламских фундаменталистов ("Хезболлах", "Отряды исламского Джихада", "Батальоны Аль-Акса" и др.) была создана конфедерация "Палестинский исламский Джихад", которая заняла заметное место среди палестинских организаций, борющихся за создание палестинского государства с использованием методов террора. Тенденция к блокированию террористических организаций отражает их стремление к повышению эффективности своей деятельности.

Она в значительной степени обусловлена взаимодействием тех политических сил, которые нередко стоят за теми или иными террористическими организациями, а также общностью или близостью политических целей самих этих организаций1. Вместе с тем блокирование указанных структур определяется также сложностью политической и оперативной обстановки, в которой они действуют, и недостаточностью собственных сил для решения выдвигаемых ими задач.

В регионах с высоким уровнем развития политического экстремизма ряда стран СНГ наблюдаются различные по степени проявления признаки блокирования некоторых экстремистских организаций (прежде всего националистического и религиозно-политического характера), использующих методы насилия для достижения политических целей. Возможный процесс усиления националистических и религиозно-политических движений экстремистской направленности и активизации их деятельности в отдельных регионах СНГ ри определенных условиях может явиться стимулирующим фактором блокирования организаций и групп экстремистского, террористического характера.

Серьезное политическое и оперативное значение имеет тенденция смыкания терроризма и организованной преступности. В различных странах мира этот процесс развивается неодинаково, что во многом объясняется разным уровнем организованной преступности в этих странах и различием в степени и формах ее претензий на участие в политической власти.

Организованная (корыстная, экономическая) преступность по своей природе обладает высоким потенциалом применения насилия в преступных целях: ее структуры располагают специальными силами и средствами для его использования, прибегая к нему в повседневной практике, по сути, систематически. При определенных условиях структуры организованной преступности обращаются к применению насилия в политических целях (например, для срыва политических мероприятий властей по устранению коррупции, наркомафии и т. д.), для поддержки нужных ей политических сил или, наоборот, для отстранения неугодных политических сил от власти. В подобных случаях система организованной преступности (в масштабах страны, региона) использует имеющиеся в ней или созданные дополнительно собственные структуры для совершения насильственных акций в целях ведения политической борьбы либо вступает во взаимодействие с экстремистскими политическими, в том числе террористическими, организациями на основе совпадения их ближних или дальних целей.

Другой основой для смыкания организованной преступности терроризма является потребность террористических структур в получении финансовых средств для продолжения своей деятельности, приобретения оружия и т. д. В ходе решений этих задач террористические организации нередко обращаются к сотрудничеству со структурами организованной преступности на временной или относительно долговременной основе. Одним из известных вариантов такого сотрудничества является участие некоторых террористических организаций Латинской Америки в наркобизнесе.

Формирование рассматриваемой тенденции существенно повышает общественную опасность терроризма, усиливает его потенциал применения насилия для решения политических задач. Смыкание терроризма и организованной преступности ведет к значительному расширению финансовых, материальных и оперативных возможностей терроризма, усилению его инфраструктуры.

В развитии криминогенных и криминальных процессов на территории стран СНГ на определенной стадии имеют место оба аспекта взаимодействия терроризма и организованной преступности. Наиболее выражен этот процесс в регионах с особым обострением межнациональных, конфессиональных, региональных и клановых противоречий (например, в республиках Закавказья, в Таджикистане, в Российской Федерации — на Северном Кавказе и др.).

Характеризуя тенденции современного терроризма, нельзя не отметить продолжений, а в ряде случаев и усиления тесной связи между государственным, международным и внутренним терроризмом. При всем различии субъектов и целей этих видов терроризма следует иметь в виду, что при определенной расстановке политических сил одни из них играют ведущую роль, другие выступают в роли их своеобразного инструмента. В частности, государственный терроризм отдельных стран, проводящих экспансионистскую внешнюю или реакционную внутреннюю политику, может определять направленность и содержание как международного, так и внутреннего терроризма. Вместе с тем внутренний терроризм может оказывать аналогичное влияние на международный терроризм.

Изучение терроризма как социально-политического явления показывает, что он превратился в долговременный фактор развития современного общества, оказывая на него серьезное дестабилизирующее воздействие.

Эволюция целей, средств и методов терроризма превратила его в серьезную угрозу для жизненно важных интересов общества, государства и личности в большинстве стран мира.

В системе обеспечения их безопасности борьба с терроризмом приобрела значение одного из приоритетных направлений, на котором свои специфические функции (в соответствии с их компетенцией, правовым статусом) должны согласованно выполнять органы государства, в том числе органы безопасности, общественные организации, граждане.

Эффективность борьбы с терроризмом всегда будет зависеть от адекватности той системы мер, которую для защиты от этой угрозы создает мировое сообщество, каждое государство. Полнота и действенность такой системы мер зависят от объективности и своевременности отслеживания тех изменений, которые постоянно происходят в содержании, организации и тактике терроризма, от глубины анализа этих изменений и прогнозирования их дальнейшего развития.

Вы здесь: Главная Политология Политология Лекция по террологии